Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

А.С. Павлов. Эсминцы первого ранга. Проект 956

НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 956

Итак, в 1971 году Северному ПКБ после почти 20 - летнего перерыва было выдано ТТЗ на проектирование нового корабля класса «эсминец». Вернее, точное его название (возможно, просто для прикрытия) было «корабль огневой поддержки десанта». Главкому ВМФ в те годы было еще трудно пробивать проекты крупных надводных кораблей непротиволодочного направления, так как в правительстве всегда мало понимают что-либо в морской тактике.

А вот десантные операции- это даже сухопутным генералам объяснить было вполне можно. То, что беззащитные корабли с пехотой и танками надо охранять в море и поддерживать артиллерией у берега, в особых комментариях не нуждалось, тем более, что десантные силы начали получать существенное пополнение после возрождения морской пехоты в начале 60-х годов. Предполагалась серия в 50 таких кораблей поддержки.

Задел для проектирования был положен в июне 1967 года, когда КБ ПО «Арсенал» было выдано задание на создание одноорудийной автоматической пушки калибром 130 мм, где она получила заводской индекс ЗИФ-92 (флотское обозначение А-217)- крупных кораблей под такую пушку намечалось немного, а для крупной серии надо было лишь «обосновать» корабль среднего класса. Такими способами Главкому ВМФ в те годы приходилось «покупать» промышленность для проталкивания новых проектов.

Достаточно длительный перерыв в проектировании артустановок не мог не сказаться - испытанная в 1974 году опытная пушка не достигла заданной в 60 выстрелов в минуту скорострельности (фактически 45), масса установки оказалась больше требуемой на 10 тонн, поэтому лично Главком ВМФ принял решение на ее базе для проектируемых крупных кораблей готовить двухствольную автоматическую пушку, у которой скорострельность «автоматически» становилась 90 выстрелов в минуту.

В результате появилась мощнейшая артиллерийская установка ЗИФ-94 (А-218) калибра 130 мм, которую и решено было устанавливать на новый корабль. Мало того, С.Г. Горшков спрашивал главного конструктора, не стоит ли еще увеличить размер башни для того, чтобы она выглядела более угрожающе? Главкома удалось убедить в ненужности такого шага. Надо сказать, что наши орудийные башни, самые красивые в мире, и так внушают к себе уважение...

Поскольку идейным прототипом предполагался эсминец проекта 56, великолепно справлявшийся с поддержкой десанта, номер новому проекту был присвоен 956, чем указывалась преемственность, с переходом на третье поколение. Требовавшийся по тогдашнему ГОСТу шифр был выбран из серии хищных птиц- «Сарыч». Вначале проектирование велось под руководством В.Ф. Аникиева, с 1975 года главным конструктором стал И.И. Рубис (Игорь Иванович Рубис умер в рабочей командировке 9 июня 1999 года). В архитектурном облике главную роль сыграла «рука» ведущего конструктора В.А. Коноплева, который определил архитектуру 1134, 1134А и общую компоновку 956. Главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 2 ранга В.Г. Басов, затем капитан 1 ранга И.М. Стецюра.

Платформой для размещения вооружения был избран проект 56 с теми условиями, что водоизмещение нового корабля не должно превышать 4000 тонн (с ракетами- 5000 т), а скорость должна быть 34 узла. Фактически он вчерне был готов - во первых, Северным ПКБ уже проводились проработки трехбашенного эсминца (проект 57), а во- вторых, заканчивались проектные работы по модернизации эсминцев проекта 56У с установкой 4 ПКР «Термит». Оставалось только на корпус проекта 56 или 57А поставить новые 130-мм орудия (вначале три одноствольных башни), 4 «Термита», скорострельные автоматы АК-630, одну или две РБУ и корабль был бы готов. Гидроакустическая станция «Титан-2» (с возможностью замены на более мощную), РЛС- общего обнаружения «Ангара» или «Топаз». Между прочим, эти проработки пригодились вскоре для проектирования экспортных кораблей проекта 61МЭ для Индии. Как известно, они планировались со 100- мм артиллерией, которую тогда просто «не пустили» на экспорт.

Но новые «стотридцатки» запаздывали - у двухствольной пушки появилось много проблем. Из трех разрабатываемых РЛС «Лев» решили ту, которая предназначалась для одностволки, «сократить», вскоре начали и вовсе одноствольный проект сворачивать. Кроме этого, для экономии массы ЭУ (на 400 т) и повышения боевых и тактических характеристик корабля проработки было решено продолжить с газотурбинной установкой- это было очень логично.

А время мчалось вперед: США начали вооружать и свои ВМС, и своих союзников противокорабельными «Гарпунами». Ответом на это в проекте корабля поддержки десанта послужила установка ЗРК самообороны «Оса» вместо автоматов АК-630. Поскольку водоизмещение начало превышать заданное, а скорость падать, было принято решение продолжать создание корабля без вертолета (вертолеты же базировать на десантном корабле, а в перспективе- на десантных вертолетоносцах), только с двумя орудиями, но зато с новым зенитным комплексом «Ураган», который прошел испытания на БПК «Проворный». Потом водоизмещение все же увеличили, поскольку вместо 4 «Термитов» было принято решение разместить 8 ракет ЗМ-80 «Москит». Для корабля, который становился уже многоцелевым и достаточно дорогим, естественно встал вопрос о противолодочном вооружении, так как он уже мог вполне обеспечить не только высадку десанта, но и его охрану на переходе. Поставили «Платину» (как на 61М), вместо буксируемой антенны переменной глубины зарезервировали вертолетную площадку, с возможностью базировать вертолет, без ангара. Появился, естественно, торпедный аппарат.

Короче говоря, проектирование корабля шло трудно, с оглядкой на изменение назначения, тактики и появление новых видов оружия на море. Тысячи конструкторов просчитывали один вариант за другим, вычерчивая планы и оформляя документацию, необходимую для рассмотрения вышестоящим руководством, вариант за вариантом шли в корзину, а тут еще добавлялись неясные перспективы использования нового корабля. Уже пошел в серию 1134Б, утверждался проект 1164 (ракетный крейсер), был утвержден 1155 (БПК с новым ГАК «Полином»)- все эти корабли могли в виде вспомогательной задачи обеспечить и прикрытие, и высадку десанта - закономерно вставал вопрос о целесообразности создания еще одного типа корабля, узкого назначения, но уже приблизившегося по ТТД к БПК. Проще ведь было бы довооружить «Удалые» или на их корпус установить новые ракеты, артиллерию, создав многоцелевой БПК - эсминец, к чему, собственно, позднее и пришли- фактически на «Адмирале Чабаненко», а в планах - на проекте 11000. «Корабль огневой поддержки десанта» зашатался.

Но тут все изменилось - еще один сюрприз поднес С.Г. Горшков. При очередном посещении Северного ПКБ в начале 1973 года он отмел все предложенные варианты «КОПа» и приказал делать все то же, но с котлотурбинной установкой. Обьяснялось это так: если все корабли проектировать с газовыми турбинами, то это вызовет как перезагрузку газотурбинного производства на ЮТЗ, так и сворачивание паротурбинного на Кировском заводе. Кроме того, котельное топливо (флотский мазут) несравнимо дешевле газотурбинного (в те годы, как известно, СССР впервые потряс энергетический кризис)...

Паровые турбины могли дать по сравнению с имевшимися ГТУ хотя и повышение веса, также и повышение мощности- в случае варианта с газовыми турбинами пришлось бы устанавливать не менее 4 ГТУ на 90000 л.с, а освободившиеся обьемы были бы «сьедены» дымоходами. В принципе, особых проблем не должно было возникнуть- улучшение характеристик котельной установки на основе компрессорного наддува воздуха в топку котла с утилизацией тепла в турбокомпрессоре было отработано на проекте 1134А. Но было решено подвергнуть КТУ дальнейшей форсировке и улучшениям, а котлы сделать прямоточными. Одновременно с котлотурбинной установкой Главком разрешил увеличить водоизмещение проектируемого корабля на 1000 тонн. Все началось сначала, но поскольку корабль уже проектировался «под котлы», его можно было и классифицировать как угодно. Теперь он закономерно становился эскадренным миноносцем.

За основу пришлось брать корпус ВПК проекта 1134А. «Москит» и «Ураган», 130- мм орудия и 30 мм автоматы, вертолет, торпедные аппараты и РВУ оставили с предыдущих проработок, от нового ГАК «Полином» отказались: если он будет сопровождать группы противолодочных кораблей, снабженных хорошей гидроакустикой, так пусть эсминец сам по себе будет очень сильным для борьбы с надводным противником, за счет ослабления возможностей борьбы с подводными лодками и низколетящими крылатыми ракетами. Скорость снижалась до 33 узлов.

Подстегнула же проектирование и окончательно превратила проект 956 из корабля поддержки десанта в многоцелевой эсминец программа создания в США «Спрюенса». Помимо просто «нашего ответа «Спрюенсу», эсминец и паровые турбины, по замыслу С.Г. Горшкова, нужны были для проектировавшегося атомного эсминца «Анчар» - это был тот же самый «Сарыч», только с ангаром, с ГАК «Полином» (как на «Удалом»), с ЗРК «Ураган», новыми перспективными ракетами «Яхонт», ПЛУР и с атомной энергоустановкой. В одном из последних вариантов для «Анчара» прорабатывалась в дополнение к АЗУ еще и газотурбинная форсажная установка. Это был уже корабль XXI века, которому не суждено было родиться. То есть, проект 956 был задуман еще и как полигон для отработки конструктивных решений будущего корабля.

Между прочим, его котлотурбинная установка является унифицированной- такие же точно котлы и машины стоят, кроме эсминцев, на «Адмирале Кузнецове» и должны были ставиться на недостроенных кораблях («Варяг», «Ульяновск»).

После этого Главком утверждал чертежи, что называется, не глядя- так, не встал вопрос о корабельном базировании вертолета, а конструкторы не стали усложнять себе жизнь- поэтому осталась вертолетная площадка со сдвижным укрытием, не «обратили внимания» и на увеличение водоизмещения по сравнению с ТТЗ. В августе 1973 года техпроект прошел защиту в ГУК ВМФ. В 1974 году по утвержденному откорректированному техническому проекту началась разработка рабочей документации, а в 1976 состоялась закладка головного корабля (теперь уже предполагалась серия в 32 единицы). От начала проектирования до вступления в строй головного корабля прошло около 10 лет. Между прочим, сроки создания «Спрюенса» - начало проработок с ноября 1966, головной принят в сентябре 1975.