Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

А.С. Павлов. Эсминцы первого ранга. Проект 956

ПОЧЕМУ СТАЛ НУЖЕН ЭСМИНЕЦ

К началу 70-х годов Советский ВМФ достаточно твердо встал на ноги на просторах Мирового океана, а в процессе пополнения флота и активного несения боевой службы надводными кораблями выявились и были отработаны в океанской зоне следующие задачи: боевое охранение ракетных подводных лодок стратегического назначения на маршрутах развертывания и в районах скрытного патрулирования; поиск и слежение за иностранными субмаринами в готовности к их уничтожению; разведка авианосных группировок, слежение за ними в районах их боевого маневрирования и, по возможности, на переходах; разведка сил и средств противолодочной войны и вскрытие разведывательной деятельности противника в зоне наших интересов; наблюдение за уровнем активности кораблей и авиации сопредельных стран; выявление морских коммуникаций и степень готовности потенциальных театров военных действий; выполнение внешнеполитических акций СССР.

Таким образом, после ликвидации крупных надводных кораблей в 60-е годы, в них объективно опять возникла необходимость. Возможно, в идеале большая часть этих задач могла быть решена соединениями с авианесущими крейсерами во главе, со штурмовой и противолодочной авиацией на борту, но если учесть, что только наших РПКСН к тому времени выходило в океан более 20 единиц (их надо охранять и прикрывать), да американских ПЛАРБ уже было около 40 (за ними надо следить и при необходимости уничтожить), да около 15 авианосных ударных групп, несущих службу в океане, не считая других крупных соединений (вертолетоносцы, линкоры), то пришлось бы строить с учетом перспективы 80-100 очень крупных и дорогих кораблей, которыми являются авианесущие крейсера.

В каком-то смысле выходом в такой ситуации стало создание больших противолодочных кораблей, которые могли обеспечить и развертывание наших, и контроль за иностранными ракетными подводными лодками в определенных районах океана. На этом их боевые возможности практически заканчивались, потому что в составе вооружения ВПК не было средств самообороны от крупных артиллерийских кораблей или от крылатых ракет противника.

Было очевидно, что для боевой устойчивости эти БПК опять-таки надо прикрывать хотя бы ракетными или ракетно-артиллерийскими кораблями и опять в больших количествах. К этому несоответствию («надо- не можем») приходили всякий раз при планировании любых морских операций. Особенно остро проблема нехватки эскортных кораблей океанской зоны была выявлена во время крупномасштабных маневров «Океан» в апреле 1970 года.

До этого выход находили в привлечении «старых добрых» артиллерийских крейсеров и эсминцев. Обладая высокой скоростью хода, мощной артиллерией с хорошей баллистикой, они вполне могли обеспечить и прикрытие противолодочных, разведывательных операций, и слежение за авианесущими группами. Но они не несли на себе противокорабельных ракет, что требовало с нашей стороны применения разнородных сил, включающих подводные лодки (ПЛАРК) для уничтожения АУГ и кроме того, эти корабли начинали устаревать физически.

Было все более очевидным, что есть задачи, которые, скажем, никаким количеством кораблей одного класса не решить. Приходилось признать, что переоценка тяжелых дальнобойных ракет и забвение артиллерии было ошибкой. Стало ясно- нам не хватает многоцелевых надводных ракетно-артиллерийских кораблей класса эскадренный миноносец. Из опыта несения боевой службы, когда наши эсминцы проекта 56 за счет преимущества в скорости могли осуществлять непрерывное слежение за авианосными ударными группами, было видно, что в случае начала военных действий (с нашей стороны) корабль, вооруженный только одной артиллерией, в течение 10-15 минут боя, до своего уничтожения, мог нанести определенный урон даже авианосцу, доведя математическое ожидание невыпущенных самолетов до 0,5, а при наличии противокорабельных ракет и более скорострельных орудий- до 0,83.

Естественно, что и остальные задачи можно было с определенной долей уверенности доверить эсминцам: прикрытие десантных сил на переходе и обеспечение высадки на побережье, охрана транспортных конвоев и зон активного судоходства, защита морских коммуникаций и обеспечение блокады, разведка, слежение и уничтожение подводных и надводных кораблей противника, оборона районов базирования, постановка мин, обеспечение военного присутствия, ведение поисково-спасательных операций. Единственные на то время строящиеся корабли среднего класса- ВПК, как уже говорилось, могли справиться (в будущем) лишь с частью этих задач, то есть не были универсальными.

Проведенная в Военно-морской академии в 1970 году стратегическая военная игра «Горизонт» научно подтвердила те выводы, к которым пришли моряки после маневров «Океан». Одним из выводов было то, что нужно проектировать многоцелевой корабль класса эсминец.