Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТОВ "Z" ВОЕННОЙ ПОСТРОЙКИ

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "Z/36.A"

В 1934 году, после окончания работ над проектом "Z/34” германский морской штаб рассматривал проекты эсминцев меньшего типа, которые должны были использоваться в первую очередь как торпедные корабли. Это предложение не получило развития, так как было решено использовать имевшийся в распоряжении морского командования тоннаж только на истинные эсминцы. Исходя из этого было сформулировано новое предложение - строить корабли, равные стандартному британскому эсминцу, водоизмещением 1300/1500 тонн, вооруженные четырьмя 127-мм.орудиями и со скоростью 40 узлов. При этом рассматривалось и альтернативное вооружение -три 127 мм.орудия и одна строенная 105-мм.зенитная установка. В каждом из вариантов предусматривались два четырехтрубных торпедных аппарата и восемь запасных торпед. Дальность плавания предполагалась до 5000-6000 миль.

Несколько позже, в 1937 году, возникла идея создания проекта океанского эсминца, получившего наименование "Z/37", с радиусом действия и мореходностью, пригодными для использования в условиях Северной Атлантики. Можно напомнить, что проекты "Z/34" и "Z/36" не предполагали подобных решений. Получившийся достаточно крупный корабль не являлся лидером эсминцев, а стал бы в итоге "атлантическим" эсминцем, имея соответствующие задачи - рейдерство без поддержки тяжелыми кораблями, разведка и торпедные атаки при использовании в завесе больших кораблей. Вооружение должно было позволять иметь дело с вражескими эсминцами, но не с французскими лидерами, для противодействия ' которым, по оценкам немецкого командования, требовалось два эсминца типа "Z/37" или легкий крейсер. Некоторым препятствием оказалось очень осторожное обращение с облегченными 150-мм.установками для эсминцев. После опытов с такими орудиями на эсминце типа "Z/34" переход на крейсерский калибр не был санкционирован из-за боязни получить корабли, непригодные для Атлантики. Усиление вооружения допускалось только при условии сохранения заданных радиуса действия и море-

ПРОЕКТЫ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ "Z/37".

Проекты разрабатывались конструкторским бюро морского ведомства с целью создания крупных океанских кораблей сопровождения и охраны торговли, пригодных как для условий Атлантики, так и для тропиков. В этом качестве они должны были заменить корабли проектов "Z/34" и "Z/36", не приспособленные для выполнения подобных задач. Помимо этого, проектантам предъявлялось требование о использовании эсминцев в качестве рейдеров и плавбаз топлива в океане.

В программу строительства эти корабли не включались, заказы верфям не производились в связи с началом войны.

ПРОЕКТ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА "Z/37-J.1".

  • Водоизмещение стандартное..................... 3776 ts
  • Водоизмещение нормальное.................... 4427 тм
  • Водоизмещение полное............................... 4984 ts
  • Длина по ватерлинии (КВЛ)...................... 137,25 м.
  • Ширина наибольшая по КВЛ......................14,20 м.
  • Осадка при D норм..........................................4,34 м.
  • Высота борта...................................................7,60 м.

Котлотурбинная энергетическая установка.

  • Мощность мех-ов по проекту................ 90.360 ВЛС
  • Скорость по проекту........................................36,0 уз.
  • Запас жидкого топлива полный................... 1052 т.
  • Запас.жидкого топлива при D нор.................501 т.
  • Дальность плаванья......................... 4450 миль при скорости 19 узлов Электроэнергетическая установка.............. 760 кВт

ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ

5 150-мм/48-калиб.орудий "SKC/36" в одноорудийных установках "LC/36";

+30 -10 град. = 21,9 км.

1 105-мм.зенитная установка

4 37-мм.одноствольных зенитных пушки 8 533-мм.торпедных труб в двух двухтрубных и одном четырехтрубном аппаратах;

Экипаж в военное время............................. 360 чел.



ПРОЕКТЫ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА "Z/37-I" - "Z/37-IV".

Приведены данные о проектах "Z/37-IH" и “Z/37-IV”, так как о "Z/37-P и "Z/37-Nn, являвшихся первыми стадиями разработок, имеется мало сведений.

  • Водоизмещение стандартное......................... 4167 ts
  • Водоизмещение нормальное........................ 4720 тм
  • "Z/37-Г......................................................... 4522 тм
  • "Z/37-II*........................................................ 4797 тм
  • Водоизмещение полное ................................ 5449 ts
  • Длина по ватерлинии (КВЛ)........................ 140,00 м.
  • Ширина наибольшая по КВЛ ........................ 14,50 м.
  • Осадка при D норм.........................................4,64 м.
  • Высота борта .................................................. 7,90 м.

Котлотурбинная энергетическая установка.

  • Мощность механизмов по проекту.....90.360 ВЛС
  • Скорость по проекту....................................... 35,3 уз.
  • "Z/37-I" ......................................................... 37,9 уз.
  • "Z/37-II" ........................................................ 35,3 уз.
  • Запас жидкого топлива полный ...................... 1127 т.
  • Запас жидкого топлива при D нор................... 396 т.
  • Дальность плаванья .......................... 4420 миль при скорости 19 узлов Электроэнергетическая установка................. 940 кВт

ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ "Z/37-Г

5    150-мм/48-калиб.орудий "SKC/36"

3 в одноорудийных установках "LC/36";

2 в носовой двухорудийной башне "LC/38"

1 105-мм.зенитная установка

4    37-мм.одноствольных зенитных пушки

8 533-мм.торпедных труб в двух двухтрубных и одном четырехтрубном аппаратах;

ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ для "Z/37-ll", "Z/37-III" и "Z/37-IV"

6    150-мм/48-калиб.орудий ''SKC/36" в двухорудийных башнях "LC/38"

1 105-мм.зенитная установка

4    37-мм.одноствольных зенитных пушки

8    533-мм.торпедных труб

в двух четырехтрубных аппаратах;

Экипаж в военное время................................. 360 чел.

Проработка проектов велась до апреля 1938 года, когда стало ясно, что новые эсминцы получаются не вполне соответствующими требованиям моряков. Приближаясь по величине к лег-кому крейсеру, они получили слабое вооружение, невысокую скорость и недостаточную дальность плаванья. Работы над этими проектами были прекращены, а с июня 1938 года были выделены два новых направления - "атлантический" эсминец-крейсер с большой дальностью плаванья (проект "Z/38.A") и небольшой эсминец для метрополии (Северное и Балтийское моря) (проект "Z/38.B").

ходности. Следовало избегать сомнительных гибридов типа "крейсер-эсминец". Эскизные проработки показывали наиболее удобный вариант вооружения из трех спаренных 127-мм.установок с простой и эффективный системой управления огнем и дальностью плавания 6000 миль.

К 1938 году утвердилось решение, чтобы новые эсминцы могли выполнять рейдерские задачи, а также сопровождать большие корабли в океане, поэтому их вооружение не должно было уступать вооружению французских лидеров. При этом к проекту предъявлялись очень высокие требования по скорости и дальности плавания - настолько высокие, что выходили за рамки возможностей техники того времени. Всего рассматривались четыре варианта вооружения:

-три спаренных 150-мм.орудия в башнях;

-    четыре спаренных 127-мм.установки;

-    пять одноствольных 150-мм.установки;

семь одноствольных 127-мм.установки (дополнительные два орудия размещали между трубами с ограниченными углами обстрела, одной прислугой и одним боезапасом на оба орудия).

Согласно официальным данным 150-мм.спаренные башни были лучше открытых спаренных установок, которые сохранив все недостатки башен не получили их достоинств. Решающим фактором при этом стал вес. Три двухорудийных башенных установки были почти на 100 тонн тяжелее пяти одноствольных установок этого же калибра или семи 127-мм.орудий. По оценкам специалистов вес двухорудийной 150-мм.башни равнялся 52,1-56,6 тонн - в зависимости от толщины брони, которая, однако, не давала возможность защитить коммуникации подачи боезапаса от осколков. Без одной такой башни вес главной артиллерии был бы всего на 10 % больше, чем у пяти одноствольных 150-мм.орудий, но мощь была бы ниже. Из-за весовых проблем и отсутствия готового проекта подобной башни идея такого корабля была отброшена, чтобы не сдерживать постройку эсминцев. По этим же причинам отказались и от других вариантов вооружения. Три спаренных 127-мм. установки вообще не подверглись обсуждению, а для четырех спаренных установок требовался силовой привод горизонтального наведения, из-за чего их скорострельность оказалась бы меньше, чем у соответствующего числа одинарных установок. К тому же на силовые приводы неблагоприятно действовали погодные условия. В окончательном виде остановились на 150-мм.орудиях, гораздо более мощных, чем 127-мм., но зато обладавших почти такой же практической скорострельностью.

Торпедное вооружение не должно было отличаться от эсминцев типа "Z/34” и включало два четырехтрубных аппарата.


Все возможное следовало бы сделать для увеличения дальности плавания и превысить 5000 миль на скорости 19 узлов. Мореходные качества кораблей должны были обеспечить возможность использования на любом театре военных действий, особое внимание уделялось плавучести носовой части. Из-за противоречивых требований по весу, скорости, дальности плавания и вооружению возникло много новых проблем, которые не удавалось решить.

В итоге всех этих действий, 8 апреля 1938 года адмирал Редер информировал морское командование, что строительство эсминцев по проекту "Z/37" отменяется, а вместо них будут строиться восемь эсминцев проекта "Z/36", но в несколько модифицированном виде - проект "Z/36.A". Главное отличие заключалось в переходе на 150-мм.орудия, причем два из них располагались в спаренной носовой башне. Кроме того, конструкторы, не решив проблемы кавитации, решились на снижение числа оборотов винтов, для чего приходилось перепроектировать механическую установку.

Начиная с этих восьми эсминцев, немцы вернулись к своей обычной практике не присваивать названия кораблям меньше легких крейсеров, поэтому новые эсминцы получили только литерно-цифровые обозначения от "Z.23" до "Z.30". Из-за более тяжелого вооружения полное водоизмещение увеличилось до 3600 тонн. Изменились и размеры корпуса, длина увеличилась до 121,9 метра, ширина до 12 метров. Обводы корпуса практически не отличались - изменилась лишь форма подводной части кормы для увеличения дейдвуда. Это, наряду с установкой двух рулей, должно было улучшить маневренные качества кораблей, оставлявшие желать много лучше на предыдущих сериях. Также, по сравнению с "Z/34" была усилена конструкция корпуса. Надводная часть корпуса по внешнему виду отличалась тем, что якоря вытаскивались на палубу полубака, а не оставались в клюзах как на проектах "Z/34". Вскоре эта особенность стала обычной практикой на немецких кораблях. Расположение орудий, торпедных аппаратов и надстроек было аналогично типу "Z/34", но использование носовой башни заставило убрать носовой шельтер-дек, оставив только небольшую надстройку между башней и мостиком.

Эсминец проекта 1937 года “Z/37-J.1”

Эсминец проекта 1937 года “Z/37-I”


Поскольку производство башен сильно задерживалось семь из восьми эсминцев, в конце концов, были достроены с одним 150-мм.орудием, прикрытым коробчатым щитом, установленным на позиции N.1. О проблеме с отставанием в выпуске башен стало известно еще в начале сентября 1938 года, о чем можно судить по приказу адмирала Редера (Roeder) достраивать первые эсминцы "Z.23", "Z.24" и "Z.25" без них.

 
ПРОЕКТЫ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad".

Проекты разрабатывались конструкторским бюро морского ведомства. В программу строительства эти корабли не включались, заказы верфям не производились в связи с началом боевых действий. Следует отметить, что с июля 1939 года во всех документах этот проект проходил под литерой "N" с текущим номером оперативного управления ВМС. Обозначение "Z" им никогда не присваивалось.

Приведенные технические характеристики соответствуют обоим проектам (если нет специального указания).

Водоизмещение:

стандартное "Z/38.AC" ......... 3914    ts

"Z/38.Ad" ......... 4205    ts

нормальное "Z/38.Ad" .......... 46 38 тм

полное "Z/38.Ас" .............. 4902    ts

Длина:

наибольшая "Z/ЗЗ.Ас" ......... 144,5    м.

по КВЛ "Z/38.AC" ............. 138,0    м.

"Z/38.Ad" ............. 140,0    м.

Ширина наибольшая по КВЛ:

"Z/38.AC" ..................... 13,9    м.

"Z/38 .Ad" ..................... 14,1    м.

Осадка при D норм.:

"Z/38.AC" ..................... 4,35    м.

"Z/38-Ad" ..................... 4,48    м.

Высота борта "Z/38-Ас" ........... 7,60    м.

Продольно-поперечная система набора

конструкции изготовлены из стали N-52

Количество отсеков .................... 16

Активные стабилизаторы качки Несмотря на водоизмещение, приближающееся к крейсеру, сохранялся силуэт эсминцев.

Противоосколочная защита внутренних бортовых продольных переборок и палубы над механизмами и боевыми погребами, а также ходовой рубки и постов управления огнем.

ЭКИПАЖ в военное время:

"Z/38.AC" ......... 13+335 чел.

"Z/38.Ad" ......... 13+355 чел.



Комбинированная дизельно-турбинная энергетическая установка, состоящая из двух турбозубчатых агрегатов (внешние валы) и одного дизельно-моторного агрегата (средний вал).

3 трехлопастных винта Мощность мех-ов по проекту:

"Z/38.AC" ......... 75.000 + 12.450 ВЛС

"Z/38.Ad" ......... 73.000 + 14.500 ВЛС

Скорость по проекту

"Z/38.AC" .................... 37,5 уз.

"Z/38.Ad" .................... 35,5 уз.

Скорость под дизелями "Z/38.Ас".... 20 уз.

Запас жидкого топлива полный ...... 800 т.

Запас жидкого топлива при D нор. .. 330 т.

Дальность плаванья......... 8000 миль при

скорости 17 узлов.

ПЛАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ

6 150-мм/48-калиб.орудий "SKC/36"

в двухорудийных башенных установках "LC/38";    720    снарядов;

+47 -19 град. = 23,5 км.

2 88-мм.зенитных орудия в двухорудийной установке; 580 снарядов;

2 37-мм.зенитных автомата "SKC/30";

^8000 патронов;

8 20-мм.зенитных автомата "С/30";

32.000 патронов 10 533-мм.торпедных труб в двух

пятитрубных аппаратах; 10 торпед 100 мин на палубные рельсы.




!!!! Отсутствует 27 страница !!!



магистраль питалась от двух электронасосов. В котельных и машинных отсеках, отделениях вспомогательного котла и генераторных помещениях имелись системы парового тушения (steam drenching). Кроме того, все эти отсеки были снабжены газовой противопожарной системой (газ "СВ" подавался сжатым воздухом).

Водоотливная система включала необыкновенно мощные для того времени водоотливные средства - три электронасоса производительностью по 300 тонн в час главной водоотливной магистрали плюс главные питательные донки (suctious), дававшие еще 80 тонн в час. Без сомнения эти водоотливные средства помогли спасти "Z.34", который был торпедирован на Балтике в 1945 коду с полным разрушением одного машинного отделения. Нехватка сырья в Германии в результате британской блокады принуждала изготавливать большинство трубопроводов и клапанов из стали, из-за чего уже к концу войны они были сильно корродированы.

Экипаж насчитывал 11 офицеров и порядка 320 других чинов. Офицеры, старшины и около 70 человек рядового состава располагались в корме, остальные в носовой части на верхней палубе и твиндеке. Имелись трехярус-ные койки, но их хватало только для половины людей, остальные спали в гамаках.





Носовая часть верхней палубы эсминцев проекта “Z/36.A” и “Z/36.A (МоЬ)”

1.    Кладовая

2.    Боцманская кладовая

3.    Матросские кубрики

4.    Кубрики кочегаров

5.    Старшинские кубрики

6.    Изолятор лазарета

7.    Каюта для не членов экипажа

8.    Кладовая обмундирования

9.    Корабельная канцелярия

10.    Медикаменты

11.    Трансформаторная

12.    Кладовая овощей

13.    Матросская лавка

14.    Камбуз

15.    Матросский умывальник

16.    Старшинский умывальник

17.    Старшинский гальюн

18.    Матросский умывальник

19.    Матросский галыон

Установка башни сильно стеснила внутреннее пространство в отсеке XII - в этом отсеке на верхней палубе имелось три небольших кубрика для унтер-офицеров и кочегаров. На каждой баталерной палубе имелся слив воды, а также холодная и горячая вода -большое преимущество по сравнению с британскими кораблями. Были созданы хорошие условия для мытья и умывания, с холодной и горячей водой и др. На большой баталерной палубе в корме имелись отдельные места для мытья, а также туалеты.

В корму от машинного отделения N.1 на твиндеке имелось 10 одноместных и двухместных офицерских кают, а в следующем отсеке в корму аналогично размещались бытовые помещения. Каюта и рабочее помещение командира находились под кормовым шельтер-деком, там же размещались офицерские ванные и кают-компания. При этом нужно добавить, что немецкая кают-компания не являлась таковой в британском понимании, так как обставлена была чисто в "спартанском" стиле и в основном служила только для принятия пищи.

В носовой надстройке размещалась радиорубка (передатчики на длинных волнах, передатчики ближнего действия на длинных волнах, а также передатчики на коротких и ультра-коротких волнах), рядом - шифровальный пост. На верхнем мостике (платформа командного поста) со стороны кормы был оборудован радарный пост, а перед ним дальномерный пост со стереоскопическим 3-метровым дальномером. На этих эсминцах фок-мачта была установлена дальше от мостика, обеспечивая свободное круговое вращение антенне радара "матрасного" типа.

Надстройка вокруг второй трубы была увеличена по сравнению с предыдущими эсминцами. В ней размещались вспомогательная ходовая рубка, сушилка и кладовые. На зенитной платформе, симметрично по бокам от трубы, стояли два стандартных спаренных 37-мм.зенитных автомата SKC/30. По бокам от прожекторов, подобно "Z/36", были установлены два одноствольных 20-мм. автомата SKC/30. С кормовой стороны палубы размещался стереоскопический 4-метровый дальномер, обслуживающий кормовую группу орудий.

Внутреннее расположение

"Z/36.A"

1.    Жилые и бытовые помещения матросов

2.    Подбашенные помещения,

рядом кубрики машинкой команды и кочегаоов

3.    Жилые и бытовые помещения старшин

4.    Бытовые помещения

5.    Офицерские каюты

6.    Кают-компания

7.    Помещения командира корабля

8.    Камбуз

9.    Радиостанция

10.    Шифровальный пост 11 • Боевые погреба

13. Щитовая и эл.станция

15.    Шумопеленгаторная станция

16.    Генераторное помещение

Расположение орудий на кормовом шельтер-деке было как на предыдущих эсминцах. Кроме них и 37-мм.автоматов имелось еще пять 20-мм.зенитных автоматов, из которых один находился перед мостиком, два были установлены в средней части рядом с прожекторами, еще один - на кормовом шельтер-деке под столом орудия N.3, а последний размещался или на шканцах или на полубаке.

Эсминец "2.28" был оборудован флагманом и по внешнему виду сильно отличался от остальных, хотя имел те же размеры. На этом корабле орудие N.3 на кормовом шельтер-деке было снято, и за счет этого расширили надстройку, удлинив ее до 12 метров и расширив до ширины шельтер-дека. Само орудие было перенесено на расширенную надстройку перед мостиком на возвышенную позицию над орудием N.1 - как на эсминцах с 127-мм.орудиями. Поэтому башню здесь установить уже никак не удавалось. На надстройке (на месте орудия N.3) и перед орудием N.2 установили дополнительные 20-мм.автоматы. "Z.28" был закончен постройкой в августе 1941 года. Большую часть службы он провел в Арктике, затем был отозван на Балтику, где и погиб во время воздушного налета 6 марта 1945 года.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА "Z/36.A"

Заказы на постройку этих эсминцев были выданы концерну "Deshimag" в Бремене 23 апреля 1938 года. Головной корабль "Z.23" был заложен 15 ноября этого же года. После спуска на воду тяжелого крейсера "Seydlitz", а также миноносцев "Т. 11" и "Т. 12", и освобождения стапелей с интервалом в шесть недель (до апреля 1939 года) последовали следующие эскадренные миноносцы "Z.24", "Z.25" и "Z.26". 15 декабря был спущен на воду "Z.23", а две недели спустя на его месте заложили "Z.28". В это же время заложили на стапеле "Z.27". Два последних эсминца серии были заложены в марте и апреле 1940 года на местах спущенных на воду и отбуксированных на достройку "Z.24", "Z.25" и "Z.26".

После начала войны достройка эсминцев ускорилась. Если у первых четырех эсминцев стапельный период составлял в среднем 13 месяцев, то у следующих четырех только 8,25 месяца. "Z.23" был укомплектован в Бремене 15 сентября 1940 года, то есть период постройки составил 22 месяца. Примерно такая же ситуация сложилась и тремя следующими эсминцами. Однако для постройки следующих четырех понадобилось в среднем по 18 месяцев, исключая "Z.28", который достраивался по измененному проекту и поэтому несколько медленнее. В целом темпы строительства были достаточно высоки, но они могли бы сильно замедлиться, если бы пришлось ожидать готовности башен, установка которых была осуществлена гораздо позже.

 

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "Z/36.A"

В СТРОЮ ФЛОТА

По мере готовности эсминцев они зачислялись во вновь создаваемые флотилии. Первая из них - 8-я флотилия - была сформирована в декабре 1940 года. "Z.23" до этого времени на Балтике проходил боевую подготовку по обычной программе, поэтому мореходные качества новых эсминцев серьезной проверке не подвергались, однако все-таки появились основания полагать о весьма сомнительной мореходности, так как вес вооружения, в сравнении с "Z/36" возрос, а размеры корпуса почти не увеличились. В этот период на "Z.23" изменили форму носовой части. Полную программу испытаний эсминца до наступления сложной ледовой обстановки выполнить не удалось, поэтому точные ходовые характеристики новых эсминцев еще были неясны.

Только в марте 1940 года, во время подготовки к операции в Норвегии, "Z.23" и "Z.24" встретили в шторм в открытом море. Двухдневный переход штормовым морем из Гельголадской бухты к Кристиансану показал серьезные недостатки проекта в отношении мореходности и заставил о многом задуматься. Особенно вызвал нарекания небольшой запас плавучести в носовой части, при этом учитывалось, что оба эсминца еще не имели башен, вместо которых стояло только одно одноствольное 150-мм.орудие, то есть нагрузка на нос была меньше проектной на 45 тонн. Рапорты командиров кораблей, командира флотилии и адмирала Карлса (Admiral Karls) содержали нелестные отзывы о проекте, и появилось опасение, что эсминцы этого типа не будут удовлетворительными без коренной модернизации носовой части корпуса ниже ватерлинии. Известно, что некоторые попытки переделки корпуса были предприняты, но особого успеха они не принесли.

Первая двухорудийная башня была готова только в 1942 году, и ее установили на "Z.23" во время большого ремонта, начавшегося в феврале. Только в июне "Z.23" покинул верфь и после коротких испытаний на Балтике вернулся в Арктику. Плохой погоды ему долго не попадалось. Только в сентябре, в ходе выполнения операции "Zarin" в Баренцовом море, эсминец попал в шторм. Опасения экипажа, равно как и проектантов, оправдались в полной мере. Из-за дополнительного веса в носу корабль настолько глубоко входил в воду, что волна перехлестывала через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как вокруг полузатопленной скалы. Стало ясно, что использование этих эсминцев в открытом океане (Арктика, Бискайский залив и др.) связано с большими преблемами. Критические рапорты поступали со всех соединений, особенно этим озаботился вице-адмирал Бей (Vize admiral Bey). По его мнению проект был совершенно неприспособлен под двухорудийную башню. Бей настаивал, чтобы решение о ее установке на "Z.27", "Z.29" и "Z.30" было отменено, а строящиеся "Z.33" и "Z.38" башнями не укомплектовывались. Его возражения не коснулись остальных эсминцев серии, так как "Z.24" и "Z.25" уже проходили эту модернизацию, а "Z.26" к этому времени погиб. В результате его требований "Z.30" башню не получил, на "Z.29" ее установили только в 1945 году, a "Z.27" погиб еще до начала работ. Два других названных Беем эсминца "Z.33" и MZ.38" получили полное штатное вооружение, включая башни. Это было сделано даже несмотря на выявившуюся ненадежность первых башенных установок. В результате ее поломок иногда эсминцы оказывались безооружными перед противником с носовых курсовых углов. Вызывалось это в основном водопроницаемостью башен - вода вызывала короткие замыкания электроприводов и обливала экипаж.

На эсминцах типа "Z/36.A" по опыту эксплуатации кораблей были произведены некоторые изменения от первоначального проекта -над постом управления торпедной стрельбой установили от непогоды плексиглассовые щиты; в корме установили один счетверенный 20-мм.зенитный автомат, а позднее для усиления противовоздушной обороны с носовых углов заменили одноствольный 20-мм.автомат на счетверенный такого же калибра. Три эсминца этой серии несколько позже, в ходе ремонта, получили усиленное зенитное вооружение.






ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "Z/36.A"

Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе предыдущего "Z/36". Эсминцы строились по предвоенным программам, но с учетом скорого начала военных действий. Эсминцы имели только литерно-цифровые обозначения. Собственные наименования им не присваивались. Позже предлагался альтернативный проект "Z/36.D", который отличался только заменой башни на две одноорудийные установки.

Все корабли строились верфью "Deschimag A.G." в Бремене. Известна стоимость эсминцев "Z.25" - "1.21" (по 13.175 тысяч марок), а также "Z.28" (13.106 тысяч марок). Можно предполагать, что стоимость остальных отличалась не сильно.

Количество отсеков .................. 15

Протяженность двойного дна .......... 50 %

Метацентрическая высота:
L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО) с полной нагрузкой .....
Продольная система набора, детали набора Восстанавливающий момент:
изготовлены из стали "N.52", надстройки наибольший при крене . . ..
из легких сплавов. нулевой при крене ...... более 90 град.

Заказан

верфи

| Заводск | номер | Заложен \ на стапеле | Спущен j Готовность на воду |
"Z.23" 23.4.1936 - W.957 - 15 .11.1938 - 15.12.1939 - 14. 9.1940
"Z.24" 23.4.1936 - W.958 - 2 . 1.1939 - 7. 3.1940 - 23.10.1940
"Z.25" 23.4.1936 - W.959 - 15 . 2.1939 - 16. 3.1940 - 30.11.1940
" Z . 2 6 " 23.4.1936 - W.960 - 1 . 4.1939 - 2. 4.1940 - 11. 1.1941
"1.21" 23.4.1936 - W.961 - 27 .12.1939 - 1. 8.1940 - 26. 2.1941
"Z.28" 23.4.1936 - W.962 - 30 .11.1939 - 20. 8.1940 - 9. 8.1941
” Z . 2 9 " 23.4.1940 - W.963 - 21 . 3.1940 - 15.10.1940 - 9. 7.1941
"Z.30" 23.4.1936 - W.964 - 15 . 4.1940 - 8.12.1940 - 15.11.1941
Водоизмещение стандартное: 1

1

Длина по ватерлинии (КВЛ) ....... 121,9 м.
Эсминцы "Z.23" и "Z.24" ____ ____ 2603 ts ! Длина наибольшая ................ 127,0 м.
Эсминцы "Z.25" - "1.21" ____ ____ 2543 ts I Ширина наибольшая по КВЛ ......... 12,0 м.
Эсминец "Z.28" ---- 2596 ts ] Осадка по КВЛ при D стандартном:
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" ____ ____ 2657 ts j Эсминцы "Z.23" и "Z.24" ........ 3,92 м.
Водоизмещение нормальное: I

1

Эсминцы "Z.25" - "1.21" ........ 3,91 м.
Эсминцы "Z.25" - "1.21" ____ ---- 3079 TM j Эсминец "Z.28" ................. 3,72 м.
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" .... ____ 3083 TM I Эсминцы "Z.29" и "Z.30" ..1..... 3,92 м.
Водоизмещение полное: 1

1

Осадка наибольшая при D полном
Эсминцы "Z.23" и "Z.24" ____ ____ 3605 ts I Эсминцы "Z.23" и "Z.24" ........ 4,65 м.
Эсминцы "Z.25" - "1.21" ____ ---- 3543 ts } Эсминцы "Z.25" - "1.21" ........ 4,43 м.
Эсминец “Z.28" ---- 3519 ts j Эсминец "Z.28" ................. 4,38 м.
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" ____ ---- 3691 ts { Эсминцы "1.29" и "Z.30" ........ 4,62 м.
1

1

Высота борта .................... 6,60 м.

Протяженность двойного дна .......... 50 % | Метацентрическая высота:

L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО)    } с полной нагрузкой ............. 0,88 м.

Продольная система набора, детали набора [ Восстанавливающий момент:

изготовлены из стали "N.52", надстройки | наибольший при крене .......... 45 град.

из легких сплавов.    ]    нулевой при крене ....... более 90 град.

Проект представлял собой несколько улучшенный "Z/36", приспособленный для несения 152-мм.орудий облегченной конструкции, причем два носовых предполагалось установить в одной башне. Наличие башни потребовало также усиления прочности набора, особенно в носовой части. В конструкции корпуса сохранились основные черты проекта "Z/36", но по опыту предыдущих кораблей были сделаны некоторые улучшения, что повысило мореходность и управляемость кораблей. В частности, в подводной части форштевня появилось явно выраженное бульбовидное утолщение. Новые эсминцы отличались вполне приемлемой, по сравнению с предыдущими, маневренностью, что объясняется наличием двух рулей, расположенных в струе винтов. Удлинение кормового дейдвуда улучшило устойчивость на курсе. По-прежнему имела место строительная перегрузка, однако углубление водяных отсеков, более рациональное размещение топливных цистерн и увеличение остойчивости позволило снять 30 %-ное ограничение в расходе топлива, присущее прежним эсминцам. На кораблях были устроены скуловые кили. На малых режимах хода сохранилась увальчивость на корму.

Эсминцы "Z.25", "Z.26" и "Z.27" в 1941/1942 годах на момент вступления в строй На "Z.25" ограждение винтов размещалось несколько выше, чем на других Примерно также выглядел в это время "Z.24", но расположение шлюпок на нем сохранялось как в 1940 году

Эсминцы "Z.25", "Z.26", "Z.27" и "Z.29" в 1942 году после замены носового 20-мм.автомата

Эсминцы "Z.25", "Z.26", "Z.27" и "Z.29" в 1942 году после расширения носовой площадки для установки 20-мм."счетверенки"

Первые эсминцы вступали в строй без орудийной башни, однако ее последующая установка свела на нет большинство улучшений. Эсминцы зарывались носом в воду даже при вполне умеренном волнении, резко ухудшилась мореходность и маневренность, появилась большая рыскливость на курсе. Это привело к тому, что позже немцы вернулись к 127-мм.калибру.

"Z.28" изначально строился по измененному проекту как флагманский корабль и имел на кормовом шельтердеке специальное помещение, оборудованное для работы штаба.


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы, аналогичные принятым в проекте "Z/36".

МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО - КО 2 турбозубчатых агрегата "Wagner"

2 трехлопастных винта диаметром:

На "Z.23" ...................... 3,22    м.

На "Z.24" ...................... 3,20    м.

Остальные эсминцы .............. 3,35    м.

6 водотрубных    двойных котлов "Wagner" с

повышенными параметрами пара 70 ат.(рабочее), 450 град.С (перегрев);

Мощность механизмов проектная.. 70.000 ВЛС

Скорость по проекту ............. 36,0    уз.

при 390 оборотов винта в минуту.

Скорость на испытаниях:

Эсминцы "Z.29" и "Z.30" ....... 36,1    уз.

при мощности 71.915 ВЛС и 388 об/мин.

Эсминцы "Z.23" и "Z.24" ....... 37,5    уз.

Реальная скорость в морских условиях у эсминцев с установленной орудийной башней при полной нагрузке .. не более 32,8 уз.

Реальная скорость в море ....... 35-36 уз.

Запас жидкого топлива полный:

Эсминцы    "Z.23"    -    "Z.27" ......... 791    т.

Эсминец    "Z.28"    .................. 804    т.

Эсминцы    "Z.29"    и    * Z. 30" ......... 825    т.

Запас жидкого топлива при D нормальном:

Эсминцы    "Z.23"    -    " .21" ......... 308    т.

Эсминец    "Z.28"    .................. 321    т.

Эсминцы    "Z.29"    и    "Z.30" ......... 318    т.

Дальность плаванья при скорости 19 узлов:

Эсминцы    "Z.23"    -    "Z.27" ...... 2500    миль

Эсминец    "Z.28"    ............... 2900    миль

Эсминцы    "Z.29"    и    ”Z.30" ...... 2950    миль

Электроэнергетическая установка:

2 эл./станции (520 кВт, 220 Вольт)

ТГ (1x200 кВт) и ДГ (4x80 и 1x40 кВт)

2 балансирных руля параллельно.

ШТАТНЫЙ СОСТАВ ВООРУЖЕНИЯ (фактическое артиллерийское вооружение отличалось; см. ниже изменения в вооружении)

5 152-мм/48-кал.орудий "ТВК.С/36", из них:

3 - на одинарных установках "LC/36"

+30 -10 град. = 21,95 км.;

2 - в оруд.башне "LC/38"

+65 -10 град. = 21,95 км.

Общий запас 600 снарядов

4    37-мм.автоматов "SKC/30"

на двух двухствольных установках "С/30" +85 -9 град. = по высоте 6,8 км.;

8000 снарядов

5    20-мм.автоматов "С/30"

на одинарных лафетах "L/30"

+85 - 11 град. = по высоте 3,7 км.;

10.000 патронов 8 533-мм. торпедных труб

в двух четырехтрубных аппаратах 8-12 торпед "G.7a" длиной 6,84 м.;

60 мин типов "ЕМС" и "EMF";

2 комплекта параванов-охранителей.

2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета;

до 36 глуб.бомб типов "WBF" и "WBG".

2 прожектора

(боевой 900 мм. и сигнальный 600 мм.)

ШТАТНЫЙ СОСТАВ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

2 мотобота (1 катер и 1 моторный ял);

2 шлюпки (вельбот и двойка).

ЭКИПАЖ штатный в военное время:

320-335 человек, из них 11-15 офицеров; На "Z.28" 12+315 чел. и 12 чел.штаб.


ИЗМЕНЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ НА ЭСМИНЦАХ

За время службы корабли подвергались в основном переделкам в отношении вооружения. Конструкционных переделок было мало. Часть эсминцев (включая "Z.25" и "Z.28") получили носовой шпирон для паравана; на "Z.25" была изменена подводная часть форштевня; на торпедных аппаратах установлены защитные плексиглассовые щиты; на части эсминцев изменялся состав шлюпок и местоположение прожекторов. На эсминце "Z.30" до 1943 года над торпедными аппаратами имелись специальные переходные мостики, соединявшие палубы надстроек корабля, в 1943 году их удалили. Штабной эсминец "Z.28" имел отличия от серийных кораблей, связанные с его предназначением; они были заложены еще в проекте.

Помимо этого, установка новых радиолокационных антенн и размещение дополнительных зенитных установок потребовали некоторого видоизменения надстроек, но для каждого эсминца они были различны;

Эсминцы вступали в строй, уже оборудованные размагничивающим устройством "MES" и радиолокационной станцией "FuMo-21" с антенной поверх ходовой рубки. Часть эсминцев имела гидролокационные станции "S-Gerat", на остальных ее установили позже. В 1944 году на уцелевших к тому времени "Z.25",    "Z.28",    "Z.29" и "Z.30" антенны "FuMo-21" заменили на

новые 6-метровые "FuMo-24/25". В 1944-1945 годах на этих же эсминцах установили радиолокационные станции "FuMo-6 3 Hohentweil.K", антенны которых разместили вместо прожекторов позади второй дымовой трубы.

Так как первые корабли серии были построены еще того как появились готовые и испытанные образцы орудийных башен, то новые эсминцы вступили в строй, имея только одно носовое орудие в обычном коробчатом щите. На эсминцах "Z.23", ”Z.24", "Z.25" и "Z.29" башни установили уже в ходе службы, "Z.26" и "Z.27" погибли еще до их установки, остальные их так и не получили до капитуляции Германии.

В течение войны на эсминцах производилось последовательное усиление зенитного вооружения, причем на "Z.25" и "Z.29" для этого снималось одно из 152-мм.орудий.Делалось это в соответствии с программой перевооружения "Barbara", но объем производившихся работ не соответствовал предполагавшемуся по проекту. Из двух других уцелевших к этому времени эсминцев штабной "Z.28" должен был перевооружаться по индивидуальному проекту, а на "Z.30" работы начать не успели из-за окончания боевых действий.

Ниже в таблице приведены данные о вооружении эсминцев на некоторые периоды их боевой службы. Таблицу нельзя считать полной, так как можно с большой вероятностью допустить, что существовали и промежуточные варианты.

! Дата

■f

152-мм.

1-

55-мм.

1-

37-мм. 20-мм.
"Z.23" - "7.-21" ГОТОВН. 4 4 5
"Z.28" готовы. 4 - 4 6
"Z.29" готовя. 4 - 4 7
"Z.30" ГОТОВН. 4 - 4 5
"Z.23" и "Z.24" с 1942 5 - 4 12
"Z.25" - "Z.27" с 1942 4 - 4 8
"Z.28" с 1942 4 - 4 10
"Z.29" с 1942 5 - 4 8
"Z.24" с 1943 5 - 4 16
"Z.25" с 1943 5 - 4 12
"Z.25" 1944-45 4 - 10 17
"Z.28" 1944-45 4 - 10 10
"Z.29" 1944-45 4 2 (-) 9 (11) 21
"Z.30" 1944-45 4 - 7 14



 

I

 

СУДЬБЫ КОРАБЛЕЙ

Эскадренный миноносец "Z.23" вступил в строй 14 сентября 1940 года. До середины 1941 года базировался в Германии, занимаясь боевой подготовкой и проходя испытания. Летом 1941 года ушел во французские базы, а в конце года перешел в Северную Норвегию. В начале 1943 года он вернулся во Францию. 12 августа 1944 года эсминец был сильно поврежден британской авиацией. Так как отремонтировать его не имелось возможности, эсминец был оставлен в Ла Палиссе (La Pallice). 21 августа он был окончательно потоплен британскими самолетами. В конце 1945 года французы подняли эсминец и под именем "Leopard" зачислили в свой флот. Однако Восстановлен он так и не был, 7 октября 1951 года его исключили из списков действующего флота и вскоре порезали на металл.

Эскадренный миноносец "Z.24" вступил в строй 23 октября 1940 года. До лета 1941 года базировался в Германии, занимаясь испытаниями и боевой подготовкой. Вместе с "Z.23” летом ушел во Францию, а в ноябре перешел в Северную Норвегию. В начале 1943 года вернулся во Францию. 25 августа в Ле Вердоне (Le Verdon) эсминец был потоплен британской авиацией. Корабль затонул на мелководье и в 1946 году был разобран на металл.

Эскадренный миноносец "Z.25" вступил в строй 30 ноября 1940 года. До лета 1941 года базировался в Германии, проходя испытания и занимаясь боевой подготовкой. Летом 1941 года сильно поврежден и после длительного ремонта ушел в конце 1941 года в Северную Норвегию. В 1944-1945 году базировался в балтийских базах. После капитуляции Германии, 6 января 1946 года передан британскому флоту, но уже в феврале был зачислен в строй французского флота под названием "Hoche". Исключен из состава действующего флота 2 января 1958 года и перечислен с судно для разборки "Q.102". В том же 1958 году порезан на металл.

Эскадренный миноносец "Z.26" вступил в строй 11 января 1941 года. До конца года занимался боевой подготовкой, базируясь на балтийские базы и метрополию. В конце 1941 года перешел в Северную Норвегию. 29 марта 1942 года во время операции против "Северных конвоев" потоплен в бою с британским крейсером "Trinidad" и эсминцами "Fury" и "Eclipse" в Баренцовом море. С кораблем погибли 243 человека.

Эскадренный миноносец "Z.27" вступил в строй 26 февраля 1941 года. Вместе с "Z.26" до конца года занимался боевой подготовкой на Балтике и в метрополии. В декабре перешел в Северную Норвегию. В 1943 году он вернулся на Балтику, откуда вскоре ушел во французские базы. 28 декабря

1943 года эсминец был потоплен в Бискайском заливе британскими крейсерами "Glasgow” и "Enterprise". С кораблем погибли 220 человек.

Эскадренный миноносец "Z.28" вступил в строй 9 августа 1941 года. До середины 1942 года занимался боевой подготовкой, затем перешел в базы Северной Норвегии. Весной 1944 года эсминец вернулся на Балтику. Вечером 6 марта 1945 года эсминец был потоплен авиацией на рейде Заснитца (Sassnitz). С кораблем погибли 150 человек.

Эскадренный миноносец "Z.29" вступил в строй 9 июля 1941 года. После проведения испытаний и боевой подготовки эсминец в начале 1942 года принял участие в операции "Cerberus", после чего ушел в базы Норвегии. В 1945 году эсминец вернулся в Германию и в поврежденном состоянии был захвачен американцами в Бремерхафене. 16 декабря 1946 года он был затоплен в Скагерраке с грузом запрещенных отравляющих газов.

Эскадренный миноносец "Z.30 “ вступил в строй 15 ноября 1941 года. После проведения испытаний и боевой подготовки в 1942 году перешел в базы Норвегии. В 1944 году принял участие в боевых операциях против судоходства в южной части Северного моря и Скагерраке. В конце 1944 года ушел в балтийские базы. После капитуляции Германии в 1946 году передан британскому флоту, в 1948 году продан на слом разделочной фирме "Arnott Young and Со". В сентябре этого же года прибыл в Далмуир (Dalmuir), где вскоре и был порезан на металл.