Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Журнал "Бриз" 10 - 1996.

РАЗВИТИЕ КРЕЙСЕРОВ КЛАССА “А” ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА.

ЧАСТЬ 2

КРЕЙСЕРА КЛАССА “А” ТИПА “FURUTAKA”.

( Продолжение. Начало см. Бриз N9.)

8. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ ПЕРЕД МОДЕРНИЗАЦИЕЙ 1936-1937 ГОДОВ.

Основные изменения можно сформулировать следующим образом.

(A)    Осенью 1926 года над крышками больших вентиляторов в носовой части надстройки установили постоянные щиты.

(B)    В период с декабря 1926 года по февраль 1927 года увеличили высоту дымовых труб, а их козырьки отклонили в корму для снижения воздействия дыма и горячих газов на мостик. Сделали выше и кормовую прожекторную площадку правого борта с тем, чтобы уменьшить возможность рассеивания луча, когда он направлен на один борт.

(C)    Весной 1928 года в опытном порядке, на носовой трубе “Како” установили круглый козырек для предохранения от тропических дождей, но уже через несколько месяцев его демонтировали.

(D)    В 1930 году удалены взлетные платформы.

(E)    В 1931-1932 годах на “Како”, а в 1932-1933 годах на “Furutaka” на верфи в Куре (Kure Kaigun Kosho) проведены следующие работы:

1. Замена зенитных 40 калиберных 80-мм.орудий “3 Nendo Shiki” на четыре 45 калиберных 120-мм.зенитных орудия “10 Nendo Shiki”. Это орудие было разработано инженером С.Хада (Engineer C.Hada) на базе 45-калиберного 120-мм.орудия “3 Nendo Shik ”, устанавливающегося (установка модели “G-Gata”) на эсминцах и принятого на вооружение в 1914 году-. Разработка зенитного орудия началась в 1921 году-. Принято на вооружение в 1926 году. Орудие имело -встроенный ствол (то есть, ствольная труба в казенной части скреплялась с кожухом, в казенный конец -которого ввертывался казенник, с которым и сцеплялся поршень затвора) со скользящим затвором горизонтального типа.

Характеристики орудия “10 Nendo Shiki”

  • Калибр ствола - 120-мм.
  • Конструкция ствола - марки IX.2
  • Наибольшая длина - 5,604 м.
  • Вес (с казенной частью) - 2980 кг.
  • Число нарезов - 34
  • Длина каморы - 0,656 м.
  • Объем каморы - 10,77 литров
  • Начальная скорость снаряда - 825 м/сек.
  • Наибольшее давление в канале ствола - 26,60 кг/кв.м.
  • Живучесть ствола - 700-1000 выстрелов
  • Наибольшая дальность стрельбы - 15,6 км.
  • Досягаемость по высоте - 10,065 км.
  • Эффективная досягаемость - 8,45 км.
  • Максимальный угол возвышения - +75 град.
  • Максимальный угол снижения - -10 град.
  • Вес снаряда - 20,45 кг.
  • Общий вес выстрела в сборе (снаряд-гильза) (с фиксированной латунной гильзой) - 32,5-34 кг.

Орудия “10 Nendo Shiki” монтировались на палубных одноорудийных установках модели “В.2 Gata” с электрогидравлическим приводом (в качестве наполнителя использовалось масло) (см.прим.44). Наибольшая скорость разворота 10 градусов в секунду, подъема и снижения - 6,5 градусов в секунду. Снаряд (унитарный) поднимался цепным подъемником до верхней палубы (на каждую установку свой подъемник), темп подачи около 10 снарядов в минуту. Переноска и заряжение осуществлялись вручную на всех углах возвышения орудия. Взрыватель ставился непосредственно перед заряжением. Прислуга орудия прикрывалась от небольших осколков и непогоды тонким (1.6-3,2 мм.) стальным щитом. Общий вес установки - 10.0 тонн.

После установки 120-мм.орудий на крейсерах использовались пять типов снарядов - все длиной 41,4 см. за исключением снаряда-цели длиной 38 см.(см.прим.22,23,35). Эти боеприпасы оставались на вооружении "Како" и “Furutaka" до их гибели в 1942 году.

  • Общий снаряд (Tsujodan - Common Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из 1,7 кг пикрата свинца. Принят на вооружение в 1929 году как “общий снаряд марки “4" (“Common Shell 4 Go" - “Tsujodan 4 Go”) с головным взрывателем “88 Shiki”. 6 июля 1932 года переаттестован в “общий снаряд" (без маркировки) (“Т-sujodan” - “Common Shell”) и снабжен временным взрывателем “91 Shiki”. Головная часть снаряда окрашивалась белым цветом.
  • Практический снаряд с временным взрывателем (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan). принятый на вооружение в 1926 году, с установкой взрывателя на 50 и 30 секунд. С 1929 года на этих снарядах применялись взрыватели либо временные (на 30 секунд), либо двойного действия. С 1932 года использовался взрыватель “91 Shiki". Снаряд окрашивался черным цветом с белым наконечником.
  • Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году, без взрывателя. Окрашивался черным цветом с желтым наконечником.
  • Снаряд, обозначающий место взрыва (маркерный) (Marker shell - Mokuhyodan), принятый на вооружение в 1926 году, со взрывателем двойного действия на 50 и 30 секунд, а с 1929 года - со взрывателем двойного действия на 30 секунд, С 1932 года применялся временной взрыватель на 30 секунд. Снаряд окрашивался зеленым цветом.

МОДЕРНИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ НА КРЕЙСЕРАХ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СЛУЖБЫ

А.1 - размещение паровых трубок на носовой дымовой трубе по готовности крейсера “Како”

(а) - левый борт носовой надстройки, показаны воздухозаборники; есть возможность сравнить их с крейсером “Furutaka"

А.2 - расположение паровых трубок на носовой дымовой трубе вскоре после вступления в строй В - носовая дымовая труба с козырьком на “Како” в 1928 году С - носовая дымовая труба с 1929 года

“Furutaka” (1927 год) - увеличены дымовые трубы, установлены прожекторные платформы (кормовая платформа, с правого борта, выше); аналогичные работы на "Како” выполнены в 1926-27 годах

установлены спонсоны для 13,2-мм.зенитных автоматов на мостике расширена кормовая часть платформы вычислительного центра СУАО по бортам от носовой трубы установлена платформа с постами УАО “91 Shiki” по бортам от кормовой трубы установлены платформы с 2,5-метровыми дальномерам размещены щитовые артустановки 120-мм.калибра в спонсонах побортно установлена катапульта для запуска гидросамолетов.

КАКО (1928) (B)

БОКОВОЙ ВИД КРЕЙСЕРА “FURUTAKA” ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ 1932-1933 ГОДОВ.





F UR U Така И927)


(1929)(С)



- Осветительный снаряд кратковременного освещения (без парашюта), (Star Shell - Seidan, иначе Hoseidan), принятый на вооружение в 1929 году. Снабжался временным взрывателем на 30 секунд. С 30 марта 1938 года обозначался как "осветительный снаряд A" (“ILLuminating Shell А” - “Shomeidan А”). Окрашивался серо-голубым цветом.

Для всех снарядов применялись общий, уменьшенный или легкий заряды в латунных гильзах (см.прим.33). Исключение составлял только маркерный снаряд, использовавшийся только с легким зарядом. Вес общего заряда составлял 5,06 кг.(порох 35.С2) или 5,50 кг.(порох 30.DC). - Общий заряд (Common charge - Jo Soyaku) - порох 35.C2 или 30 DC). - Уменьшенный заряд (Reduced charge - Jaku Soyaku) - порох 35.C2 или 30.DC или 20.T2). - Легкий заряд (Light charge - Gen Soyaku) - порох 20.C2 или 20.C3.

2.    Установка по бортам от носовой дымовой трубы постов управления огнем (High-Angle Firing Installation - Kosha sochi) типа “91 Shiki" образца 1931 года для зенитных установок с 120-мм.орудиями (см.прим.45).

3.    Побортно от носовой надстройки, ниже компасной платформы, смонтированы спонсоны для двух спаренных установок с 13,2-мм.пулеметами. Эта система пулеметов изготовлялась в Англии фирмой “Hotchkiss”. В Японию они попали из Франции под обозначением (от 4 февраля 1933 года) “спаренная пулеметная установка калибра 13-мм" (“Но Shiki 13-mm.twin mount machine gun”). Оба ствола монтировались на металлической тумбе на свободной подвеске, то есть наведение на цель производилось вручную, без каких-либо механических приспособлений. Охлаждение стволов воздушное. У дульного среза крепился пламяга-ситель конической формы.

Общий вес спаренной установки 313 кг.
Вес ствола 37 кг.
Длина ствола 1,0 м.
Длина ствола с замком 1,4 м.
Количество нарезов 8
Начальная скорость пули 800 м/сек.
Вес пули (обычной и трассирующей) 52 г.
Общий вес патрона (гильза + пуля) 120 г.
Емкость магазина 30 патронов
Темп стрельбы 450 выстр./мин.
обычный 250 выстр./мин.
Наибольшая дальность стрельбы при возвышении 50 градусов 6400 м.
Досягаемость по высоте при возвышении 4500 м.
Дистанция огня по воздушной цели: ок.2500 м.
ок.1000 м.

4 По сторонам от прожекторной платформы по правому и левому борту установили две небольшие башенки с 2-хметровыми дальномерами для определения дистанции во время стрельбы по воздушным целям. Эти дальномеры известны под обозначением 2-метровый дальномер средних углов возвышения" типа “BU Shiki” (“BU Shiki" 2 meters semi-high angle range-finder”) (см.прим.38,45).

5.    В диаметральной плоскости, между ангаром и башней N 4, установили катапульту типа “Kure Shiki 2 Go Shashutsu 1 Gata” (Kure type No.2 catapult Model 1) (см.прим.46). Катапульта имела длину 19,4 м.(при эффективной пусковой дистанции 15,4 м.) и ширину 1,2 м. Летательный аппарат весом до 2000 кг запускался посредством заряда пороха “DC" со стартовой скоростью 26 м/сек.(см.прим.23).

6.    Обеспечена возможность несения на борту двухместного гидросамолета-разведчика “Kaigun 90 Shiki 2 Go” весом 1800 кг. (см.прим.47).

7.    На публикуемых схемах видны также следующие изменения:

  • Расширение мостиков;
  • Установка наблюдательной башенки в корму от центрального артиллерийского поста;
  • На “Furutaka” сняты громадные по размерам воз-дузхозаборники с левой стороны мостика;
  • Изменена конфигурация паровых трубок на носовой дымовой трубе.

ВАЖНЕЙШИЕ ЭПИЗОДЫ СЛУЖБЫ КРЕЙСЕРОВ ДО ИХ КАРДИНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 1936-1937 ГОДОВ

В день своего вступления в строй оба крейсера были приписаны к военно-морскому округу Йокосука (Yokosuka Naval District - Yokosuka Chinjufu). Несколько позже место их базирования изменили на Куре (Kure Chinjufu) - “Kako” с 1 октября 1931 года, a “Furutaka" с 1 февраля 1932 года. На эту базу оба крейсера были приписаны вплоть до своего исключения из списков флота в 1942 году (15 сентября - “Kako” и 10 ноября -“Furutaka”). 1 апреля 1926 года, на следующий день после вступления в строй, крейсер “Furutaka” стал флагманом соединения “Sentai.5”, в которое входили также крейсера “Naka” и “Jintsu” (см.прим.48). В это же соединение 1 августа 1926 года (через 10 дней после вступления в строй) вошел и второй крейсер серии “Kako”, сменив своего собрата в роли флагмана (“Furutaka” стал вторым кораблем в строю. В течение осени 1926 года и зимы 1926/27 года оба крейсера прошли частичную реконструкцию, обозначенную ранее в тексте как “А” и “В".

Периоды компаний в “Sentai.5” (позже “Sentai.6". а для “Furutaka" и “Sentai.7”) перемежались с периодами нахождения в резерве (= yobi).

На испытаниях артиллерии в августе 1927 года “Kako” выпустил из одного орудия 15 бронебойных снарядов с наконечником марки “5 Go” по исключенному из списков крейсеру “Chiyoda” и оказавшемуся в роли цели. Этого оказалось достаточно для потопления крейсера. 1 декабря 1927 года в “Sentai.5” включили новые крейсера “Aoba” и “Kinugasa”. В результате этого “Kako” стал третьим, a “Furutaka” четвертым кораблем в линии. В этот же период оба крейсера получили авиационное вооружение, приняв на борт по одному

2-местному гидросамолету “Kaigun 2 Shiki”. Эти самолеты сохранялись на кораблях до конца 1928 года (на “Kako”) и до ноября 1929 года (на “Furutaka”) (см.прим.40). В 1930 году с обоих крейсеров сняли

взлетные платформы (модификиция обозначена ранее в тексте “D”). В этом же году на "Како". а в 1931 году на “Furutaka” оборудовали место хранения для самолетов. запуск которых в воздух теперь осуществлялся только с воды. Самолеты хранились либо в специальном ангаре, либо на площадке между ангаром и орудийной башней N.4. Спуск на воду и подъем гидросамолетов осуществлялся посредством грузовой стрелы, устроенной на грот-мачте.

С 1 декабря 1930 года по 30 ноября 1932 года “Како” числился в резерве и в этот же период (с 15 мая по 29 сентября 1931 года) прошел докование в Йокосуке, в ходе которого на крейсере увеличили производительность конденсаторов. 10 ноября 1931 года корабль вновь установили в док (на этот раз в Куре). Корабль прошел новую модернизацию (см.ранее в тексте “Е"). завершившуюся 31 мая 1932 года. С 1 декабря того же года “Како" стал четвертым кораблем линии соединения “Sentai.5”.

В апреле 1933 года “Како", вместе с “Aoba” и “Kinugasa”, вели учебную стрельбу по списанному крейсеру “Топе” (корабль-цель N.2 - Haikan No.2),

20 мая 1933 года все корабли соединения "Sentai.5" были переданы в соединение “Sentai.6”, а с 15 ноября 1933 года "Како” стал резервным кораблем охранной эскадры военно-морской базы Куре (Kure Guard S-quadron = Kure Keibi Sentai). После этого до начала модернизации корабль дважды проходил докование: в Сасебо (с 10 ноября 1934 года до 25 февраля 1935 года) и в Куре (с 20 мая по 30 июля 1935 года). В этот период на крейсере произвели замену паровой рулевой машины на гидравлическую с маслянным наполнителем.

4 июля 1936 года крейсер “Како” поставили на кардинальную реконструкцию в Сасебо (Sasebo Kaigun Kosho).

“Furutaka” после докования в Йокосуке (с 29 мая по 29 сентября 1931 года) был выведен в резерв с базированием на Куре. С 1 декабря 1931 года до 14 ноября 1933 года крейсер находился в Куре, где прошел докование (с 23 февраля по 30 апреля 1932 года) для очистки и ремонта днища. В этот же период на корабле провели ряд модернизационных работ, аналогичных “Како” (модернизация “Е”).С 15 ноября 1933 года до 14 ноября 1935 года “Furutaka" входил в состав соединения “Sentai.6” в качестве 3-й единицы линии, причем в сентябре 1934 года крейсер доко-вался в Майдзуру для частичного ремонта обшивки корпуса. 15 ноября 1935 года “Furutaka" был выведен в резерв и стал резервным кораблем охранной эскадры военно-морской базы Куре (Kure Keibi Sentai), но

15 февраля 1936 года вновь выведен в действующий флот для участия в больших маневрах флота. Крейсер был зачислен в состав соединения “Sentai.7” как

3-я единица линии. 1 декабря 1936 года корабль вернулся в Куре (соединение Kure Keibi Sentai) и прошел докование до 6 марта 1937 года. 1 апреля того же года “Furutaka” был поставлен на большую модернизацию в Куре (Kure Kaigun Kosho).

ПРИМЕЧАНИЯ

(44)    120-мм. 45-калиберная зенитная пушка “10 Nendo Shiki" устанавливалась на различных японских кораблях и имела несколько компоновочных вариантов.

Первоначально использовалась одноствольная установка “B-Gata”, без щита с ручным приводом (7,8 тонн). В таком виде орудия были установлены на крейсерах типов “Aoba” и “Муоко”. минном заградителе “Yaeyama” и сетевом заградителе “Shirataka” (до 1935 года).

Одноорудийный вариант с электрогидравлическим приводом и с щитовым прикрытием, известный как “B.2-Gata”, (10 тонн) принят спустя три года на крейсерах типов “Такао” и “Furutaka” (как замена 80-мм орудий), а также на крейсерах типов “Aoba” и “Муоко” (замена установки “B-Gata").

Спаренные установки типа “A.2-Gata” (20.3 тонны) с электрогидравлическим приводом, без щитов прикрытия, создавались для тяжелых кораблей и устанавливались в 1927-1928 годах на авианосцах “Када” и “Akagi".

Одноствольные установки типа “C-Gata” (6,7тонны) с ручным приводом и типа “E-Gata” с электрогидравликой производились во время Второй мировой войны и устанавливались соответственно в береговой обороне и на эскортных кораблях (Kaibokan).

(45)    До конца 20-х годов в Японском Императорском флоте управление зенитным огнем производилось тем же постом “14 Shiki Hoiban”, что и управление стрельбой главным калибром по горизонту (см.прим.14). По настоянию Технического Департамента ВМФ в середине 1920-х годов начались исследования по специальным системам управления зенитным огнем. К 1929 году фирма "Aichi Clock & Electric Motor Су” (Нагойя) разработала специальное счетное устройство для решения задач зенитного огня (High-Angle firing computer), которое вскоре было принято на вооружение под обозначением “89 Shiki Kosha S-hagekiban”. Устройство могло рассчитывать вертикальное и горизонтальное упреждение для стрельбы из 80-мм. и 120-мм.зенитных орудий. Вскоре подобные устройства установили на крейсерах типа “Муоко”.

Устройство “91 Shiki Kosha Sochi” могло рассчитывать различные элементы, необходимые для ведения зенитного огня. Оно состояло из прицельного или на-правлящего механизма (Aiming or Director Mechanism - Shojun Kiko) и решающего устройства (Computer Mechanism - Keisan Kiko), совмещенных в едином блоке. Технические характеристики прибора следующие;

  • Для его обслуживания требовалось 11 человек.
  • Аппарат оказался довольно громоздким: высота установки составляла 2 метра, вес - около 3 тонн, занимаемая площадь - 1 кв.метр.
  • Наводка осуществлялась вручную со скоростью 6 градусов в секунду на возвышение и 6,5 градусов в секунду на нормальный разворот (в ускоренном режиме - 16 градусов в секунду).
  • Дальность действия колебалась от 1000 до 13.500 метров.
  • Предел слежения за изменением дальности цели составлял максимум до 90 метров в секунду.

Предназначался прибор, в основном, для управления зенитной стрельбой (орудия 120-мм. и 127-мм. с большим углом возвышения), но, так как, основные данные о цели он получал от отдельного двухкоординатного дальномера, то мог использоваться и для стрельбы по горизонту, но с определенными ограничениями, так как указатель стрельбы (Director), используемый в приборе, был трехкоординатным (уровень и поиск), а это создавало некоторые трудности во взятии дистанции до одной и той же цели, что и по целеуказателю.

К октябрю 1929 года, компания “Nippon Optical Су” (Нагойя) закончила разработку специального поста управления зенитным огнем (High-Angle firing Installation - Kosha Sochi), первый вариант которого начали испытывать с июня 1931 года на “Yamashiro”. Эта установка была принята на вооружение 11 июня 1932 года под обозначением "91 Shiki Kosha Sochi” и вскоре довольно быстро распространилась во флоте: сначала ее установили на линейном крейсере “Haruna”, затем на авианосцах и остальных линкорах, а с 1933 года - и на крейсерах класса “А”. “Японская оптическая компания” (“Nippon Optical Су”) успела произвести 50 таких установок, после чего появилась более совершенная модель поста “94 Shiki Kosha Soshi”, принятая на вооружение 9 октября 1934 года и устанавливающаяся на кораблях с 1937 года.

(46)    Исследования корабельных катапульт (Catapult - Shashutsu) начались в Японии в 1924 году, при этом внимательно изучался зарубежный опыт. В октябре

1926 года конструкторское бюро “Kure Kaigun Kosho” по требованию морского генерального штаба разработало 19-метровую катапульту, испытанную в мае

1928 года на вспомогательном судне (бывший броненосец) “Asahi”. Эта конструкция работала на сжатом воздухе и получила обозначение “Kure Shiki 1 Go Sh-ashutsu”. Сразу после запуска в серийное производство эти катапульты устанавливались на крейсерах типов “Kinugasa”n “Aoba”, а позже на “Муоко”. Позже был разработан другой вариант с пороховым зарядом. На флоте он появился под обозначёнием “Kure Shiki” 2 Go Shashutsu”. 30 января 1930 года первый вариант катапульты (воздушного действия) переобозначен в “Kure Shiki 1 Go Shashutsi 1 Gata”, а второй (порохового действия) - в “Kure Shiki 2 Go Shashutsu 1 Gata”. Обе катапульты могли запустить самолет весом до 2 тонн, обеспечив ему стартовую скорость 26 метров в секунду. Поскольку гидросамолет “Navy 2 Shiki” (HD-25) оказался слишком тяжел для данных катапульт, японцы использовали более легкие типы летательных аппаратов “15 Shiki” и “90 Shiki 2 Go” (см.прим.40 и 47).

В результате эксплуатации от пневматических катапульт отказались, сохранив воздушный привод только на катапультах подводных лодок, и несколько позже на 45-метровой катапульте легкого крейсера “Оу-odo”. Пороховые же катапульты “2 Go” (в пусковых зарядах использовался порох DC) стали стандартными в японском флоте. В 1930 году катапульты “1 Go” на “Aoba” и “Kinugasa” заменили на “2 Go”, а в 1935 году такую же замену провели на тяжелых крейсерах типа “Муоко".

(47)    Морской разведывательный гидросамолет “15 Shiki” (обозначение E2.N1) был принят на вооружение 25 мая 1927 года как корабельный самолет катапультного старта. Создан по заказу флота в 1924 году фирмой “Nakajima”. Всего изготовлено 77 машин. Это был двухместный, двухпоплавковый биплан со следующими характеристиками:

  • Мощность мотора - 300 лс
  • Максимальная скорость - 172 км/ч.
  • Продолжительность полета на крейсерской скорости - 5 часов
  • Общий вес машины - 1950 кг.
  • Вооружение - один 7,7-мм пулемет

С 1932 года эти гидропланы постепенно вытеснялись более совершенными самолетами “90 Shiki".

Морской разведывательный гидросамолет "90 Shiki 2 Go 2 Gata" (тип “90-2-2") представлял собой 2-местный однопоплавковый биплан, принятый на вооружение 1 декабря 1931 года в качестве гидросамолета катапультного старта. Разработка самолета заказана флотом в 1928 году фирме “Nakajima”. Создавался он на базе американского “Corsair" фирмы “Vought”. Самолет получил обозначение “E4.N2” (Е - гидросамолет-разведчик. N - Nakajima). Всего было построено 152 гидросамолета “90 Shiki". Его технические характеристики следующие:

  • Мощность мотора -  450 лс
  • Максимальная    скорость - 232 км/ч.
  • Продолжительность полета на указанной скорости - 2,2 часа
  • Общий вес машины - 1800 кг.
  • Вооружение - два 7,7-мм пулемета, две авиабомбы по 30 кг.

(48) В Японском Императорском флоте линейные корабли (и линейные крейсеры) с 28 декабря 1903 года сводились в соединения “Sentai" (Sen = боевой, Tai = образование, группа), что по западным меркам соответствовало эскадре. Нумерация велась с номера 1 (“No.1 Sentai” - “Dai ichi Sentai”).

С 18 августа 1914 года число кораблей в соединениях “Sentai” ограничивалось четырьмя единицами. Это обосновывалось концепцией капитан-лейтенан-та Тецутаро Сато о составе боевого флота. Для крейсеров оно появилось еще в апреле 1907 года, так как считалось, что таким числом кораблей легче маневрировать на больших скоростях (см.прим.1).

С 1 декабря 1922 года наименования соединений “Sentai-1 и 2 “ были традиционно зарезервированы для линкоров, “Sentai-4” - для линейных крейсеров, a “S-entai-З и 5" и далее для крейсеров. Однако с 30 ноября 1926 года “Sentai-4” передан крейсерам класса “А”, а с 1 декабря 1936 года “Sentai-З" включал в себя модернизированные быстроходные линкоры типа “Kongo”. Следовательно в состав “Sentai-1”, “Sentai-2” и “Sentai-З" теперь зачислялись только линкоры, а начиная от “Sentai-4-го" и далее - крейсера. Нахождение крейсеров в соединениях “Sentai” регулярно менялось и для их опознавания на носовой и кормовой трубах наносились полосы-марки. Эти марки соответствовали положению корабля в линии соединения “S-entai". Они наносились на кормовую дымовую трубу -

1-й корабль (флагман) - одна полоса, 2-й - с двумя полосами, 3-й - с тремя, 4-й - с одной широкой и одной узкой полосами.

Эскадры “Sentai” объединялись в “Kantai” (Кап = боевой корабль. Tai = образование, группа), что соответствовало западным флотам. “Kantai-1” собрал весь линейный флот. “Kantai-2” - разведывательные силы (сначала из линейных крейсеров и крейсеров, а с 30 декабря 1929 года только из крейсеров класса “А”). Прочие “Kantai” формировались по мере необходимости.

“Kantai-1 и 2” в свою очередь (а в военное время и все прочие) объединялись в “Rengo Kantai" (Объединенный флот). Его состав ежегодно менялся. Изменения осуществлялись морским генеральным штабом.

С 1909 года они производились осенью и вступали в силу с ноября-декабря. Состав оставался неизменным (независимо от чрезвычайных ситуаций) до того же периода следующего года.


РАЗВИТИЕ КРЕЙСЕРОВ КЛАССА “А” ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА.

ЧАСТЬ 3

КРЕЙСЕРА КЛАССА “А” ТИПА “АОВА”.

СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1923 ГОДА.

3.1 ПРОГРАММА И СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕЙСЕРОВ.

23 июля 1922 года морской министр Томособуро Като (Navy Minister Kato Tomosaburo) представил на рассмотрение премьеру новую программу строительства флота, известную как "Программа ограничений военно-морских вооружений" (“Naval Armament Limitation Program” - “Kaigun Gunbi Seigen Keikaku"). В соответствии с ней предусматривалось построить 59 новых кораблей, включая два крейсера водоизмещением по 7100 тонн и четыре крейсера водоизмещением по 10.000 тонн, - в дополнение к уже санкционированным к постройке в феврале-марте 1922 года восемнадцати крейсерам (см.прим.49). Два крейсера водоизмещением 7100 тонн должны были стать однотипными с двумя крейсерами (No.1 и No.2 Ko-kyu Cruisers), постройка которых была утверждена в марте 1922 года, а заказ верфям состоялся в июне 1922 года (см.часть 2). Все четыре корабля должны были составить однородное тактическое соединение (Sentai. см.прим.48).

Четыре “десятитысячника" по своим характеристикам подходили под ограничения “Вашингтонского соглашения", уже подписанного, но еще ожидавшего ратификации, также предполагалось объединить в тактическое соединение из четырех крейсеров.

Постройка этих шести крейсеров была разрешена в марте 1923 года на 46-й постоянной сессии парламента (проходившей с 27 декабря 1922 года до 27 марта 1923-го). В соответствии с этим решением они вошли в “Программу нового кораблестроения 1923 года в соответствии с Вашингтонским договором” (“1923 New Replenishment Shipbuilding Programm in accordance with the Washington Treaty” - “1923 Kantei Seizo Shinhoju Keikaku"). Эти два крейсера no 7100 тонн были обозначены как крейсера среднего класса (Medium Туре No.1 и No.2), тогда как крейсера-”десятитысячники” обозначались крейсерами большого типа (Large Туре No.1 - No.4"). Средства на их строительство были выделены на той же самой сессии парламента под параграфом “Вспомогательные расходы на постройку военных судов" из раздела “Затраты на постройку военных судов”. Финансирование начиналось с “финансового года 12” (1923/24), (см.прим.25). 7100-тонные крейсера были оценены примерно в 15 миллионов йен, а 10.000-тонные - в 21.9 миллионов йен за единицу.

"Kinugasa" "Aoba"
Предложение к постройке 3 июля 1922 г. 3 июля 19 22 г.
"Средний крейсер" No.1 "Средний крейсер" No.2
Утверждение финансирования март 1923 г. март 1923 г.
Обозначение в программе No.3 Ko-kyu Junyokan No.4 Ko-kyu Junyokan
Заказ на верфи июнь 1923 г. июнь 1923 г.
Верфь-строитель "Kawasaki Dockyard "Mitsubishi Shipbuilding
Со Kobe works" and Engineering Co.
в Кобе Nagasaki works" в Нагасаки
Строительный номер No.541 No.400
Присвоение наименования 11 августа 1922 г. 18 сентября 1923 г.
Закладка на стапеле 23 января 1924 г. 4 февраля 19 24 г.
Спуск на воду 24 октября 1926 г. 25 сентября 19 26 г.
Подписан акт о приемке 30 сентября 1927 г. 20 сентября 1927 г.

3.2. НАЗВАНИЯ КРЕЙСЕРОВ.

Как крейсера 1-го класса оба они были названы в честь гор, в соответствии с действующим в то время решением (см.часть 2, п. 1.5). Крейсер “No.3 Kokyu J-unyokan” 11 августа 1922 года был назван “Kinugasa”. по названию горы Kinugasasan в префектуре Киото. Второй крейсер “No.4 Kokyu Junyokan" 18 сентября 1923 года получил наименование “Aoba” в честь горы А-obasan в префектуре Мияги. Оба названия использовались в японском военном флоте впервые, хотя они и рассматривались как вероятные для крейсеров-”8000-тысячетонников” для "Программы пополнения флота

8-8" (“8-8 Fleet Completion Program” - “8-8 Kantai Kan-sei Keikaku) 1920 года.

Предполагалось, что оба новых крейсера будут принадлежать к типу “Furutaka” (“Furutaka”-class), однако в проект внесли множество изменений, поэтому официально корабли известны как крейсера типа “Aoba”.

3.3. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЕКТА

Параллелэно с крейсерами типа “Furutaka” главный конструктор флота Юцуру Хирага (Naval Constructor Hiraga Yuzuru) вел проектирование крейсеров типа “Муоко”. Закончив основные работы по конструкции


Хирага (в звании контр-адмирала) был послан за границу. На посту Главного конструктора флота его сменил капитан 2-го ранга Кикуо Фудзимото (Captain Fuji-moto Kikuo). Во время отсутствия Хирага Главный Морской Штаб стал настаивать на изменении проекта. Основное его требование заключалось в замене на всех четырех 7100-тонных крейсерах типа “Furutaka” одноорудийных башен на двухорудийные. Фудзимото согласился изменить проект, но для двух головных крейсеров перестройка уже была невозможна.

На двух других крейсерах изменения были возможно. Фудзимото предложил параллельно с заменой башен установить на крейсерах еще и катапульту. Все это требовало кардинальной переделки проекта, особенно кормовой части надстроек. Дополнительные переделки потребовались когда было принято решение

о размещении на кораблях новых зенитных установок “10 Nendo Shiki” с 120-мм.45-калиберными орудиями, принятых на вооружение в 1926 году. Они должны были заменить первоначально предполагавшиеся 80-мм.40-калиберные зенитки "3 Nendo Shiki”. Новые изменения внесли в проект после окончания постройки “Furutaka" и “Како” в 1926 году - увеличили высоту труб и частично изменили конструкцию носовой надстройки.

Все основные изменения проекта были сделаны без одобрения Хирага, что просто-напросто привело его в ярость,

3.4. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КРЕЙСЕРАМИ ТИПОВ “АОВА” И “FURUTAKA”.

Технические характеристики крейсера “Furutaka” (см,часть 2) вполне приложими и к крейсерам типа “Aoba”, но некоторые важные отличия все-таки существовали:

1. Предполагалось, что изменения, сделанные по требованию Главного Штаба ВМФ, увеличат водоизмещение на испытаниях - так называемое “2/3” (на борт принимается 2/3 запасов от общей нагрузки) на 320 тонн (с 8586 до 8910 тонн). Конструкторы считали, что это вполне допустимо без изменения конструкции корпуса и без риска ухудшения остойчивости. К этому времени (1925 год) факт перегрузки крейсеров еще не был известен, и. в конце концов, данное водоизмещение увеличилось до 9820 тонн (для “Aoba”) и 9930 тонн (для “Kinugasa"). Эта перегрузка увеличила среднюю осадку с проектной величины 4,496 метров до 5,71 метров (для “Aoba”) и 5,72 метра (для “Kinugasa"). Соответственно уменьшилась высота надводного борта и надводной части броневого пояса. Сказалось это также на скорости кораблей и их дальности плаванья. Более чувствительным оказалось небольшое на первый взгляд, но на самом деле весьма заметное, снижение остойчивости. Метацентрическая высота MG оказалась меньше, чем у крейсеров типа “Furutaka" -частично из-за понижения метацентра М (вследствие увеличения осадки), но, главным образом, из-за повышения центра тяжести CG (появление дополнительных высокорасположенных грузов - двухорудийные башни, катапульта, новые зенитные установки, кормовая надстройка).

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ “КАКО” И “АОВА” (ко времени кончания постройки)
Како" "Aoba "
Конструкции корпуса 3147 Т . = 33,1 % 3131 т. = 31,9 %
Бронирование 1150 т. = 12,1 % 1197 т. = 12,2 %
Системы и устройства (fittings) 433 т. = 4,6 % 448 т. = 4,6 %
Снабжение (equipment) 535 т. = 5,6 % 481 т. = 4,9 %
Энергетическая установка 2071 т. = 21,8 % 2174 т. = 22,1 %
Вооружение 980 т. = 10,3 % 1086 т. = 11,0 %
Топливо (уголь и нефть);
2/3 от общего запаса 1053 т. = 11,1 % 1200 т. = 12,2 %
Котельная вода; 2/3 от общего запаса 61 т. 61 т.
Смазочное масло; 2/3 от общего запаса 30 т. 30 т.
Водоизмещение на испытанниях; "2/3" от общей нагрузки 9502 т. = 100 % 9820 т. = 100 %

*    - Вооружение! вес артиллерии 575 тонн, торпедного вооружения - 225 тонн, электрообо

рудования - 175 тонн, авиационного и навигационного оборудования - 5 тонн;

** - Снабжение складывается из постоянного (fj.xed) и расходуемого (not fixed), причем последнее определено приблизительно;


В некоторой степени изменились также размерения и коэффициенты полноты. При водоизмещение "21 3" на ходовых испытаниях (на "Aoba" оно равнялось 9820 тонн) длина по ватерлинии составляла 183,58 метра, максимальная ширина корпуса по ватерлинии 15.83 метра, а средняя осадка 5,71 метра.

Коэффициент общей полноты / СЬ ....... 0,579

Коэффициент призматический /Ср ....... 0,665

Коэффициент полноты погруженной части миделя / Со .......... 0,875

Коэффициент полноты площади ватерлинии / Cw ................ 0,746

Максимальная погруженная площадь миделя ........ около 79 кв.м.

Максимальная площадь ватерлинии .......... около 2170 кв.м.

Отношение    L    /    В .................... 11,59

Отношение    В    /    Т .................... 2,773

Отношение    Т    /    L .................... 0,0311

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ ТИПА “АОВА”.

После завершения постройки крейсера имели на вооружении шесть 200-мм.50-калиберных орудий типа "50-са1. 3 Nendo Shiki 20-cm.Gun". Орудия размещались в трех башенных установках модели "С”, спроектированных инженером С.Хада (Engineer C.Hada) и принятых на вооружение в 1926 году. Установки позволяли устанавливать орудие под углом к горизонту до 40 градусов, обеспечивая при этом максимальную дальность стрельбы до 26,7 км. Лафет орудия был оборудован гидравлическими откатными цилиндрами (recoil cylinders) и пневмотическими поршнями (run out rams) для возврата орудий в положение “для стрельбы”. Расстояние между стволами сотавляло 1,9 метра.

Вращающаяся часть башенной установки разделялась на два отделения: собственно сама орудийная башня (gunhouse) и подбашенное помещение (power room - помещение приводов), представлявшее собой погруженную внутрь корпуса и доходящую до двойного дна шахту, вращающуююся вместе с башней.

Наружний диамер роликового погона вращения (t-urret roller path) равнялся 5,029 метра. Общий вес вращающейся части установки вместе с орудиями составлял около 157 тонн.

Орудийная башня защищалась 25-мм.броневыми листами из высокоупругой стали НТ (high-tensile steel). Броня навешивалась на лобовой части башни, по бокам. сзади и на крыше.

Технические характеристики башенной установки модели “С” почти не отличались от таковых установки модели “D", которые применялись на крейсерах типа “Муоко” (описанние будет помещено в следующей части). Если не считать небольшие различия в конструкции самой башни, наиболее важное отличие состояло в том, что снарядные отделения и зарядные погреба размещались на одном уровне, ниже баталерной палубы (storedeck).

Применение двухорудийной башни модели “С” вместо одноорудийной полубашни модели “А” позволило увеличить дальность стрельбы и скорострельность (теоретически до 5 выстрелов в минуту, но практически при максимальном возвышении только 2/3 выстрела в минуту). Улучшились условия обслуживания установки, от прислуги теперь требовалось гораздо меньше грубой физической силы. С другой стороны замена увеличила водоизмещение корабля почти на 126 тонн, что для крейсера оказалось весьма ощутимо. К тому же, после стрельбовых испытаний выяснилсь, что корпус и палуба в районе кормовой артустановки необходимо усилить.

Основу зенитного вооруженния крейсеров составляли четыре одноствольных установки зенитного огня модели “В Gata 12-cm.HA” с 45 калиберными 120-мм.зенитными орудиями “10 Nendo Shiki”. Установка была разработана инженером С.Хада и принята на вооружение в 1926 году. Конструкция самого орудия и установки были рассмотрены при описании крейсеров типа “Furutaka” Орудия не имели броневой защиты. Прислуга прикрывалась от непогоды тонким стальным щитом. Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости равнялась 10 градусам в секунду, скорость вертикального наведения - 6,5 градусов в секунду. Заряжание на всех углах возвышения и установка разравной трубки (взрыватель - fuze) перед заряжанием производились вручную. Вес полностью снаряженной установки без боекомплекта равнялся 7,8 тонн.

В сентябре 1927 года, при вступлении крейсеров в строй флота, на них предусматривалось использование трех типов снарядов с латунной гильзой. Применявшийся взрыватель двойного действия мог быть установлен на 30 или 50 сек. - Снаряд из катаной стали (HE-steel) (???? - Rolled Steel Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из пикрата свинца (пикриновая кислота - Picric Acid). Принят на вооружение в 1926 году. Снаряд окрашивался в желтый цвет. Заряд общего типа (Common charge - Jo Soyaku) в латунной гильзе сотоял из пороха 35.С2 (кордит - cordite) и весил 5,06 кг. - Снаряд, обозначающий место взрыва (маркерный или учебный) (Marker or Target shell -Mokuhyodan), принятый на вооружение в 1926 году с взрывателем двойного действия на 50 и 30 секунд, а с 1929 года - со взрывателем двойного действия на 30 секунд. С 1932 года применялся временной взрыватель на 30 секунд. Снаряд окрашивался зеленым цветом. Легкий заряд (Light charge - Gen Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 20.С2. - Практический снаряд с временным взрывателем (Timed Exercise Shell

- Jigen Enshudan), принятый на вооружение в 1926 году, с установкой взрывателя на 50 и 30 секунд. С 1929 года на этих снарядах применялись взрыватели либо временные (на 30 секунд), либо двойного действия. С 1932 года использовался взрыватель “91 Shiki”. Снаряд окрашивался черным цветом с белым наконечником. Уменьшенный заряд (Reduced charge - Jaku Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 35.С2.

В 1929 году снаряд из катаной стали (Rolled Steel Shell) и взрыватель двойного действия с 50-секундной установкой были сняты с вооружения. Вместо них на вооружение поступили снаряды других типов: - Общий снаряд (Tsujodan - Common Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из 1,7 кг пикрата свинца. Принят на вооружение в 1929 году как “общий снаряд марки “4” (“Common Shell (НЕ) 4 Go” - “Tsujodan 4 Go”) с головным взрывателем “88 Shiki”. 6 июля 1932 года переаттестован в “общий снаряд” (без маркировки) (“Tsujodan” - “Common Shell”) и снабжен временным взрывателем “91 Shiki”. Головная часть снаряда окрашивалась белым цветом. - Осветительный снаряд кратковременного освещения (без парашюта), (Star Shell -Seidan, иначе Hoseidan), принятый на вооружение в

1929 году. Снабжался временным взрывателем на 30 секунд. С 30 марта 1938 года обозначался как “осветительный снаряд A” (“ILLuminating Shell А” -“Shomeidan А”). Окрашивался серо-голубым цветом.

Кстати будет упомянуть, что 120-мм.осветительный снаряд (Star Shell) испытывался в 1928 году на крейсере “Aoba” во время ночных учений флота. После их успешного завершения снаряд приняли на вооружение.

В это же время, в 1929 году, все снаряды (за исключением маркерного) были снабжены тремя типами зарядов (см.часть 2, п.8).

В 1932 году крейсера получили на вооружение еще один тип снаряда - Практический снаряд (Exercise Shell


UD-'верхняя палуба MD-средняя палуба LD-нижняя палуба

SD-платформа (баталерная палуба) FP-носовой перпендикуляр FS-участок корабля с указанной шпацией АР-кормовой перпендикуляр


8-командно-дальномерный    пост СУАО "14 Shiki"

1-боевые    погреба

2-кормовое    МО

3-носовое    МО

4-КО    6 и 7

5-КО    4 и 5

6-КО    2 и 3

7-КО    1


9-вычислительны    центр СУАО "13 Shiki"

10-прожекторная    площадка

11-ангар    гидросамолета

12-13-1'4-торпедные    аппараты

15-мостик (штурманская рубка, боевая рубка и командная рубка)

 

 

- Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году, без взрывателя. Окрашивался черным цветом с желтым наконечником.

УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ.

По сравнению с “Furutaka” новая пара крейсеров имела некоторые отличия в схеме управления стрельбой:

-    Резервный пост управления огнем главного калибра и кормовые дальномеры “14 Shiki 3,5 м.” были размещены кормовее тренгой грот-мачты.

-    Кормовые прожектора такой же модели, как на “Furutaka” (90-см. типа “SU") при установке были разнесены дальше друг от друга. Прожектор левого борта был установлен между дымовыми трубами, а прожектор правого борта - впереди фок мачты. По мнению японцев такое положение уменьшало взаимопо-мехи.

-    Благодаря большей дальности стрельбы два дополнительных дальномера типа “14 Shiki 6 m.” (система бинокулярного совмещения - binocular coincidence: иначе “система 38” - ‘‘system 38”) были установлены на возышенной носовой и кормовой башнях главного калибра. Эти дальномеры могли использоваться на максимальном расстоянии до 35 км., то есть, гораздо дальше, чем могли стрелять башенные орудия. На расстоянии максимальной дальности стрельбы - примерно 25 км. - ошибка в определении дистанции определялась в 235 метров: при дальности 20 км. - 191 метр: а для расстояния 10 км. погрешность уменьшалась всего лишь до 48 метров.

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ ТИПА “АОВА”.

"Klnugasa” и “Aoba” были приняты в строй флота в сентябре 1927 года, когда катапульты для запуска самолетов на них еще не были установлены. Тем не менее. место для катапульт резервировалось по техническому заданию на переделку кораблей в 1925 году. Отсутствие катапульты объяснялось тем. что с ней еще не были завершены корабельные испытания.

Эти испытания продолжались до мая 1928 года в заливе Хиросима. Катапульта типа “Kure” (см.прим.46) была установлена на шкафуте старого броненосца “А-sahi”, ветерана русско-японской войны. Проводились опыты по запуску корабельного гдросамолета “15 Shiki”.

В конце мая этого же года катапульта “Kure Shiki 1 Go” была смонтирована на крейсере “Kinugasa”, который, таким образом, стал первым кораблем в японском императорском флоте с катапультой подобного типа. Через полгода, в январе 1939-го, подобную же катапульту установили и на “Aoba".

В 1929 года оба крейсера приняли на борт корабельные гидропланы типа “15 Shiki”. Они оставались на вооружении крейсеров до конца 1931 года. С конца же 1932 года корабли получили новые самолеты “90

Shiki 2 Go”. Они являлись штатными бортовыми самолетами до конца 1936 года (см.прим.47).

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И ПРОПУЛЬСИВИЫЕ КАЧЕСТВА.

Крейсера отличались между собой турбинными установками. На “Kinugasa” были установлены турбинные агрегаты типа “Kawasaki-Curtis" - подобно крейсеру “Како". На “Aoba” установили турбины типа “Mi-tsubishi-Parsons" - как на “Furutaka”.

На ходовых испытаниях крейсера достаточно хорошо показали себя. “Kinugasa” достиг максимальной скорости в 34,5 узла при мощности на валу 106.000 SHP. При этом водоизмещение составляло чуть меньше 9000 тонн. О результатах испытаний “Aoba” точных данных нет, но известно, что крейсер также успешно прошел все испытания.

По сравнению с предыдущими крейсерами, на “Kinugasa” и “Aoba” увеличили мощность электро-энер-гетической установки - с 315 кВт на “Како" до 450 кВт на “Aoba”. В состав ЭЭУ входили два генератора по 90 кВт и два по 135 кВт. Такое увеличение было вызвано тем, что новые крейсера получили большее количество электроприводных вспомогательных механизмов, некоторые из которых, к тому же, были увеличены по мощности.

По запасам топлива крейсера не отличались от проекта. Суммарный максимальный запас составлял 400 тонн угля и 1400 тонн нефти. По расчетам этого должно было хватить крейсеру на 7000 миль при экономической 14-узловой скорости.

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО.

Система рулевого управления новых крейсеров принципиально отличалась от “Furutaka”. Вместо пароприводных рулевых машин, “Kinugasa” и “Aoba” получили электро-гиДравлические, с импользованием масло (oil) в качестве наполнителя системы.

Давление масла в ползунах (the rams) передавалось посредством электроприводных гидравлических насосов типа “William Janney" на "Aoba” или “Helle-Shaw” на "Kinugasa". Передача движения штурвала с ходового мостика на гидравлические помпы осуществлялась посредством телемотора (дистанционно управляемый).

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ.

По штату (первоначальный проект) экипаж крейсеров включал 45 офицеров и 577 человек рядового состава - то есть всего 622 человека. Почти до самой войны штат практически не изменялся, лишь ненамного увеличившись. Перед 1938 годом экипаж крейсеров в среднем составлял 643 человека, варьируясь между 632 и 647 человека сообразно обстоятельствам, основным из которых было увеличение личного состава в случае, если крейсер становился флагманом соединения “Sentai".

ИЗМЕНЕНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕЙСЕРОВ ДО КАПИТАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В 1938 ГОДУ.

Все работы, проведенные на крейсерах до их кардинальной модернизации в 1938 году и приведшие к тому или иному изменению внешнего вида или технических характеристик, можно обеденить в следующие:

(A)    - В 1930 году катапульта пневматического действия была заменена аналогичной моделью, но порохового типа - предположительно ‘Kure Shiki

2 Go 1 Gata”. принятой на вооружение в японском флоте в 1 мая 1930 года (см.прим.46). Катапульты порохового типа оказались более надежными и легкими в работе.

- Вместо орудийных установок “В Gata 12-cm.HA” практически в тех же местах были установлены гидроэлектроприводные орудийные установки “В.2 Gata i2-cm.HA” с щитовым прикрытием (см.прим.44 и часть 2,п.8). Для их более удобного обслуживания пришлось устроить небольшие спонсоны.

(B)    - В 1932 году были устроены спонсоны с левого и правого бортов на носоой надстройке для размещения двух четырехствольных зенитных стано-вок с пулеметами “Hochkiss” калибра 13,2 мм. Эти пулеметы импортировались из Франции и с 4 февраля 1933 года состояли на вооружении японского флота по шифром “Но Shiki 13-mm.quadruple mount machine guns". Пулеметы управлялись вручную и весили 1163 кг. Их технические характеристики уже рассматривались (см.часть 2.П.8).

(C)    - В 1936 году была изменена элеваторная система подачи боезапаса. Ранее применявшиеся элеваторы типа “толкатель” (pusher) заменили на ковшовые (bucket). Особенностью этой системы был и специальные боксы (“ковши”), соединенные с бесконечным (кольцевым) стальным тросом. Тросы приводились в движение от гидравлических цилиндров (hydraulic pistons) посредством рейковых зубчатых передач (racks) и тросовых лебедок. Такой подъемник мог передать боепри-пас из ерегрузочного отделения в башню менее, чем за 4 секунды. Причины замены подъемников будут рассмотрены позже, при описании крейсеров типа "Муоко”, на которых было сделано то же самое.

ВАЖНЕЙШИЕ ЭПИЗОДЫ СЛУЖБЫ КРЕЙСЕРОВ ДО ИХ КАРДИНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 1936-1937 ГОДОВ

В день приемки флотом, оба крейсера в сентябре

1927 года, крейсер “Aoba” был приписан к военно-мор-скому округу Йокосука (Yokosuka Chinjufu - The Yokosuka Naval District), а крейсер “Kinugasa” - к военно-морскому округу Сасебо (Sasebo Chinjufu). В 1932 году оба крейсера приписаны к военно-морскому округу Куре (Kure Chinjufu), за которым и были закреплены до вывода из действующего состава флота (15 декабря 1942 года - “Kinugasa" и 20 ноября 1945 года -“Aoba”).

1 декабря 1927 года оба крейсера включили в состав соединения “Sentai-5" (см.прим.48), причем “К-inugasa” стал флагманом, получив одну узкую белую полосу на второй дымовой трубе), a “Aoba” стал вторым кораблем эскадры, получив две полосы на трубу. Периоды активной службы чередуются с нахождением в резерве. 30 ноября 1929 года флагманом становится “Aoba”. a “Kinugasa” - вторым кораблем соединения.

В апреле 1933 года “Aoba”, “Kinugasa” и “Како" выполняли учебные артиллерийские стрельбы, ведя огонь по исключеному из флота крейсеру “Топе” (см.часть

2.П.9). Во время этих стрельб испытывались новые взрыватели для 200-мм.снарядов общего назначения (Common Shell - Tsujodan)

19 мая 1933 года “Aoba" и “Kinugasa" были перечислены в соединение “Sentai-б”., а 15 ноября 1935 года - в соединение “Sentai-7".

Во время крупномасштабных флотских маневров весной 1936 года крейсера провели ряд стрельб, в том числе на дальние дистанции. При стрельбе на 19,8 км. рассеивание залпов составляло лишь 180-230 метров. Для сравнения можно указать, что рассеивание залпов крейсера “Муоко” при стрельбе на дистанциях 20-22 км. составляло 280-330 метров.

1 декабря 1936 года “Aoba” и “Kinugasa” выведены в резерв и зачислены в эскадру охраны военно-морского района Куре (Kure Keibi Sentai - Kure Guard Squadron). Дальнейших изменений в судьбе крейсеров не происходило вплоть до постановки на модернизацию. На “Kinugasa” модернизационные работы начались в октябре 1938 года. В ноябре того же года на модернизацию был поставлен и “Aoba”. Все работы на обоих крейсерах проводились на военно-морской верфи “Sasebo Kaigun Kosho” в Сасебо.