Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

ИСПАНСКИЕ БРОНЕПАЛУБНЫЕ КРЕЙСЕРА ТИПА “REINA REGENTE”

В истории мирового судостроения вряд ли найдется второй прецедент, чтобы новейшие боевые корабли не только не состояли бы ни в одной кампании, но даже не были бы ни разу боеготовы-ми. Но именно так случилось с крейсерами.испанской постройки типа “Reina Regente”. Однако вместе с тем они оставили заметный след в военно-морской истории. Хотя эти крейсера и не принимали участие в испано-американской войне, но рассказ об испанских кораблях этого периода был бы неполным, если не упомянуть о крейсерах типа “Reina Regente”.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Опыт проектирования и строительства крейсеров типа “Reina Cristina" показал, что традиционная испанская школа судостроения окончательно устарела, даже в области крейсеростроения. До этого испанское правительство уже неоднократно размещало заказы на заводах иностранных фирм, но речь как правило, шла о строительстве новомодных кораблей; как то броненосцы или миноносцы. В отношении больших крейсеров это приходилось делать впервые.

Еще до того, как крейсера типа “Reina Cristina" были спущены на воду, в среде испанского офицерства стали раздаваться восторженные отклики по поводу только что начинавших внедряться во все флоты типа быстроходного безрангоутного “эльзвикского” крейсера с броневой палубой. Основным достоинством кораблей была их сравнительная дешивизна при довольно сильном вооружении.

Идя навстречу пожеланиям флота, в 1886 году правительство разместило заказ на постройку крейсера, по типу чилийской “Esmeralda", на заводе известной английской фирмы “James & George Thompson” в Клайдбэнке. Новый крейсер получил название “Reina Regente".

Корабль спроектировал английский корабельный инженер Сэр Натаниель Барнаби, бывший директор по строительству в британском Адмиралтействе.

Вместе с тем, контрактом предусматривалась также передача комплекта заводских чертежей испанской стороне для последующей закладки уже на испанских арсеналах еще двух однотипных крейсеров “Lepanto" и "Alfonso XIII”. Таким образом предполагалось сформировать довольно мощный и мобильный отряд, способный совершать быстрый переход в любую из испанских колоний.

Позднее, в связи с гибелью со всем экипажем крейсера “Reina Regente”, правительство решило построить для его замены еще один такой же корабль. Но если первые три крейсера строились с условием их совместного использования в одном отряде, то после поражения в испано-американской войне, и неудачных испытаний двух копий “Reina Regente” собственной постройки, испанский флот превратился во “флот одиночек”. Это послужило основанием для пересмотра проекта с целью превращения второй “Reina Regente” в “крейсер-одиночку”.

Генерал-Инженер Флота сеньор Торельо (Torello), в свое время отвечавший за строительство этого крейсера на заводе “Sociedad Espanola de Construccion Naval” в Феролле, неплохо справился со своей задачей и практически полностью переделал крейсер в соответствии с новыми требованиями и замечаниями по эксплуатации трех первых крейсеров этого типа.

Вынужденную остановку в строительстве из-за отсутствия средств генерал смог обратить с пользой на то, чтобы установить на крейсер новейшие механизмы и агрегаты. Благодаря этому, уже устаревший в принципе корабль стал вполне сносно соотноситься с последними требованиями к этому классу кораблей.

Цена корпуса и машин головного корабля в серии “Reina Regente” составила 243.000 фунтов стерлингов, что соответствовало примерно 6 миллионам песет. Общая же стоимость крейсера приблизилась к 9.325.000 песет, тогда как стоимость последнего корабля этого типа, введенного в строй в 1911 году, достигла примерно 12 миллионов песет.

НАЗВАНИЯ КРЕЙСЕРОВ

Два первых крейсера в серии получили традиционные для испанских крейсеров названия в честь особ царствующего испанского двора.

Королева-регентша (Reina Regente) - имеется в виду Мария Кристина (1858-1929). Полное имя Мария Кристина Десеада Энрикетта Фелисидад Раниера, урожденная Габсбург-Лорена. С 1879 года жена короля Испании Альфонсо XII. С 1885 года до 1902-го -Королева-регентша.

Альфонсо XIII (1886-1941) - сын Марии Кристины и Альфонсо XII. С 1902 года король Испании. После революции 1931 года отрекся от престола. Умер в эмиграции.

Третий крейсер серии был назван в честь греческого города Лепанто (ныне Нафпактос), вблизи которого 7 октября 1571 года объединенный испановенецианский флот под командованием Дона Хуана Австрийского наголову разбил турецкий флот Али-паши Муэтдина-заде.

Четвертый крейсер строился вместо погибшего “Reina Regente" и был также назван.


Водоизмещение ..................................... 4664 т.

Крейсер Место постройки Заложен Сошел на воду Готовность
“Reina Regente” Клайдбэнк февраль 1886 24 февраля 1887 3 июня 1888
“Alfonso XIII” Эль Ферроль - 31 августа 1891 1900
“Lepanto" Картахена - 1893 1900
“Reina Regente" Эль Ферроль декабрь 1895 20 сентября 1906 1911

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРОВ ТИПА “REINA REGENTE”

(По данным издания [1])


Длина ................................................... 97,30    м.

Ширина ................................................ 15,43    м.

Осадка ................................................... 5,90    м.

Поршневые механизмы; паровые котлы;

2 винта;

Мощность механизмов ..................... 11.598 л.с.

Скорость ............................................. 20,4 узла

Запас угля .............................................. 1285 т.

Дальность плавания......................... 12.000 миль

Броневая палуба (броня Симменса) . 25-121 мм.

Броня орудийных щитов .......................... 76 мм.

Вооружение:

4    240-мм./35-калиберных орудий;

6 120-мм./35-калиберных орудий;

6 57-мм. и 1 42-мм.пушки;

5    торпедных аппаратов.

Экипаж ................................................. 420 чел.

КОРПУС

Корпуса всех крейсеров строились из стали и имели двойное дно. Продольной и поперечными переборками корпус подразделялся на 156 водонепроницаемых отсеков, из которых 73 находились ниже броневой палубы. Каждая машина размещалась в отдельном отсеке.

Позднее, в ходе эксплуатации, такое большое количество водонепроницаемых отсеков было признано излишним, из-за чего на “Alfonso XIII" и “Lepanto” их количество было значительно снижено. Эти переделки не коснулись двойного борта и второго дна.

В связи с тем, что головной крейсер строился за границей, а остальные - в метрополии имелись некоторые различия в размерениях крейсеров. Этому способствовали также имевшие место незначительные отличия в чертежах, а также длительность постройки кораблей на собственных верфях.

Основные проектные размерения

первого крейсера “Reina Regente”

Водоизмещение стандартное ............... 4800 т.

Водоизмещение полное ....................... 5600 т.

Длина наибольшая ............................ 102,18 м.

Длина по ватерлинии ......................... 97,60 м.

Ширина наибольшая .......................... 15,43 м.

Осадка наибольшая ............................. 5,90 м.

Глубина трюма .................................... 8,92 м.

Основные проектные размерения крейсера "Lepanto”

Водоизмещение стандартное ............... 4826 т.

Водоизмещение полное ....................... 5400 т.

Длина по ватерлинии ......................... 93,33 м.

Ширина наибольшая .......................... 15,43 м.

Осадка наибольшая .............................. 6,05 м.

Глубина трюма .................................... 9,91 м.

За двойным бортом около ватерлинии на протяжении всего корпуса имелся пояс из целлюлозы, так как предполагалось, что при повреждениях в районе ватерлинии она должна была разбухнуть и тем самым ликвидировать течь.

Поверх броневой палубы находился коффер-дамный пояс, а над ним была настлана легкая стальная палуба. Пространство между этими двумя палубами также подразделялось на водонепроницаемые отсеки, часть из которых использовались как угольные бункеры, а другие - как склады и кладовые для всевозможных припасов.

Форштевни всех крейсеров имели ярко выраженный таран.

Рангоут головного крейсера “Reina Regente" состоял из двух стальных мачт с боевыми марсами, на которых были установлены по две скорострельные пушки.

Крейсер был оснащен десятью гребными судами и тремя паровыми катерами.

Долгий период стапельных работ и окончательной достройки второго крейсера “Reina Regente” привели к тому, что постоянно внося в проект все новые и новые дополнения, корпус как внешне, так и внутренним расположением принципиально отличался от корпусов остальных крейсеров. Он имел следующие размерения:

Основные проектные размерения второго крейсера “Reina Regente”

Водоизмещение стандартное................ 5871 т.

Длина наибольшая ........................... 110,92 м.

Ширина наибольшая ............................. 15,98 м.

Глубина трюма ................................... 10,85 м.

Осадка .................................................4,95 м.

Особенности будущей службы второго крейсера “Reina Regente" как крейсера одиночки для действий в колониях, привели к тому, что из-за почти

полного отсутствия доков в заморских территориях, корпус крейсера сразу предполагалось обшить деревом и медью. Броневая палуба имела несколько вырезов, предназначенных для соединения верхних угольных ям с нижними - конструкторы использовали любые допустимые возможности для уменьшения верхних весов.

Кроме того, благодаря большим размерам и усложнившемся механизмам экипаж второй “Reina Regente" возрос до 452 человек.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Строившийся в Англии головной крейсер серии “Reina Regente” получил энергетическую установку, изготовленную в Глазго на заводах фирмы Томсона.

Две горизонтальные поршневые машины тройного расширения оригинальной конструкции Томсона с приводом вращения на два вала в соответствии с контрактом должны были бы развивать с естественной тягой мощность в 7000 индикаторных л.с., а с искусственной тягой - до 12.000 и.л.с. Диаметры цилиндров равнялись 40, 60 и 92 дюйма , а ход поршня - 45 дюймов.

Четыре двойных цилиндрических котла были рассчитаны на рабочее давление пара около 9,3 ат. (140 фунтов на кв.дюйм). Котлы имели по восемь топок. Для увеличения неуязвимости котельное отделение было разделено на четыре водонепроницаемых отсека, по одному котлу в каждом. Оба котла для вспомогательных механизмов находились над броневой палубой. Приемные испытания проводились в октябре 1887 года. Водоизмещение крейсера при этом составляло 4800 тонн, осадка носом - 5,92 метра, кормой - 6,20 метра. Вес отсутствующей артиллерии и боевых припасов уравновешивался балластом, а запас угля был около 500 тонн, как требовалось для нормальной дальности плавания.

Первая проба происходила при умеренной искусственной тяге. На четырех пробегах крейсер развил среднюю скорость 20,33 узла. Затем последовали 2-часовые испытания при форсированной тяге, но на них корабль так и не показал контрактной скорости.

Далее прошли испытания при естественной тяге. По результатам нескольких пробегов крейсер развил максимальную скорость в 18,75 узлов. После чего последовала 6-часовая проба, в ходе которой крейсер показал среднюю скорость 18,68 узла. В целом же, в ходе испытаний машины крейсера так и не смогли развить мощность более 11.598 и.л.с.

Результаты испытаний крейсера “Reina Regente”

По контракту На испытаниях
Тяга Форс. Ест. Форс. Ест.
Макс.давл. пара 9,3 ат. 8,7 ат.
Мощность (IHP) 12.000 7000 11.500 7500
Обороты вала 110 ? 105,3 94,4
Скорость 20,5 18,5 20,33 18,75

Нормальный запас угля составлял 500 тонн, однако крейсер мог принять в перегруз до 1200 тонн. Для определения максимальной дальности плавания, были проведены 12-часовые испытания, в ходе которых выяснилось, что при максимальном запасе угля крейсер может покрыть расстояние в 13.000 миль. Фактически же во время эксплуатации крейсер принимал на борт и до 1285 тонн.

Испытания на маневренность показали, что при 19 узлах полный диаметр циркуляции - около 300 метров - крейсер описывает за 2 минуты 58 секунд.

Для “Lepanto” и "Alfonso XIII" машины тройного расширения изготавливались по английским чертежам на заводе “Maquinista Terrestre у maritima” в Барселоне, и в целом они были подобны машинам “Reina Regente”. По контракту они должны были развивать 7800 индикаторных л.с. при естественной тяге и 11.500 и.л.с. при искусственной тяге. Однако некачественное изготовление и плохая отделка механизмов на испанских заводах привело к тому, что контрактные показатели машины выполнить не смогли. На предварительной пробе при естественной тяге, проведенной в апреле 1896 года, "Alfonso XIII” достиг скорости всего 14 узлов ! В дальнейшем, и в ходе эксплуатации, и испытаний ни "Alfonso XIII”, ни “Lepanto” так и не смогли превысить эти 14 узлов.

Полный запас угля на крейсерах испанской постройки было принято ограничивать 1080 тоннами, из-за чего максимальная дальность плавания снижалась на 1000 миль.

На втором крейсере “Reina Regente” горизонтальные машины тройного расширения также поставлялись “механиками” Барселоны. Но в отличие от двух других крейсеров, они смогли развить контрактную мощность в 9100 и.л.с. при естественной тяге и 11.000 и.л.с. при форсированной. Максимальная скорость крейсера составляла 19,5 узлов.

На крейсере были установлены более совершенные котлы Бельвилля с большей производительностью, благодаря чему их количество уменьшилось до двух. Максимальный запас угля составлял 1190 тонн.

АРТИЛЛЕРИЯ

В отношении вооружения крейсера типа “Reina Regente” прошли все стадии изменения отношения официального руководства к артиллерийскому вопросу.

На первой “Reina Regente” артиллерия состояла из четырех 240-мм.орудий, установленных на лафетах Вавассера. Когда вооружался головной крейсер серии, официальное руководство придерживалось точки зрения унификации орудийных систем на флоте любой ценой. Этой ценой явился отказ от превосходных орудий Армстронга в пользу уже практически устаревших систем Гонтория. Если для 80-х годов этот подход еще кое-как оправдывал себя, то к концу 90-х годов, когда вооружались “Lepanto” и "Alfonso

XIII”, орудия Гонтория устарели окончательно. Испано-американская война показала всю ущербность орудий этой системы (ряд военно-морских историков видит причины поражения Испании в этой войне именно в устарелой артиллерии). В соответствии с этой концепцией, испанцы пошли по пути наименьшего сопротивления, просто заменив 254-мм. орудия системы Армстронга на 240-мм. системы Гонтория. Угол обстрела каждого орудия составлял 155 градусов. Для облегчения управления орудиями в бою и для повышения точности стрельбы, особенно в свежую погоду, платформы под главную артиллерию были подняты над линией палубы примерно на 1,2 метра (4 фута).

Однако уже в ходе эксплуатации выяснилось, что крейсер явно перетяжелен вооружением. По этому поводу писались многочисленные рапорты, тонувшие в папках командующего флотом. Адмирал упорно не обращал внимания на существующие недостатки, за исключением тех, которые могли принести явную пользу. Как-то раз было высказано предложение поменять 240-мм.орудия на 200-мм. и за счет этого увеличить вместимость угольных ям, чтобы “ликвидировать существующую диспропорцию между высокими весами и теми, что расположены в водонепроницаемых отсеках”.

Данное предложение было бы весьма полезно, так как если верить журналисту Балинкору (Balincourt) из "Les Flottes de Combat” за 1900 год, офицеры “Reina Regente” в Кадисе в 1893 году лично сознались ему, что “они знали настоящую опасность, которая грозила крейсеру в его трансатлантическом плавании".

К счастью, руководство, хоть и слишком поздно, но осознало необходимость облегчения крейсера, и вскоре после гибели “Reina Regente” на обоих строящихся крейсерах было принято решение в качестве главного калибра остановить свой выбор именно на 200-мм.орудиях Гонтория. На крейсере "Alfonso XIII”, находившемся в большой степени готовности, эту модернизацию произвести успели, но уже в самое ближайшее время выяснилась полная бесперспективность боевого использования новых крейсеров, поэтому модернизацию “Lepanto” отложили. Главный калибр на нем попросту вообще не устанавливали, и “новейший” крейсер прошел всю свою службу без главного калибра !

Средняя артиллерия крейсеров состояла из шести 120-мм.скорострельных орудий Гонтория, располагавшихся на верхней палубе. Для увеличения радиусов обстрела, четыре крайних орудия находились на спонсонах, что позволило увеличить их угол обстрела до 150 градусов - в сравнении со 120 градусами у средних орудий.

Дополняли артиллерию скорострельные пушки: шесть 57-мм. Норденфельта, шесть 37-мм. Гочки-са, одно 42-мм. пушка Норденфельта для десанта и две митральезы.

На крейсерах испанской постройки количество стволов мелкокалиберной артиллерии значительно изменили. Эти корабли имели по четыре 37-мм.пушки Гочкиса, установленных на жилой палубе и стрелявших сквозь порты борта. Помимо них имелись также по две револьверные 37-мм.пушки Гочкиса и по две 70-мм.десантные пушки. ,

Минное вооружение всех крейсеров было одинаково и включало пять торпедных аппаратов -два носовых подводных, два бортовых надводных и один надводный в корме. Для боевого освещения крейсера имели по два 70-см.прожектора.

Как уже говорилось второй крейсер “Reina Regente” с самого начала рассматривался как “крейсер-одиночка". Эта доктрина наложила свои отпечатки и на его вооружение. Крейсер прошел все стадии пересмотра вооружения от одних пушек Гонтория до орудий более новых систем. . Например, в качестве промежуточного варианта рассматривалась комбинация из двух 200-мм. орудий Гонтория и восьми 152-мм. орудий Армстронга.

В конце концов, окончательное вооружение крейсера составили десять 152-мм. орудий системы Гонсалес-Руэда, две 75-мм. пушки Виккерса, двенадцать 57-мм. пушек Норденфельта и восемь пулеметов.

Но особое влияние доктрина “крейсера-одиночки” оказала на схему расположения орудий главного калибра. Впервые в испанском флоте по два носовых и кормовых 152-мм.орудия располагались по схеме “binaros" - спарено. Два орудийных ствола размещались на лафете в общей люльке, но до полноценной башни дело так и не дошло. Эти две спаренные установки дополнялись шестью орудиями такого же калибра, но в одиночных установках. Их разместили в четырехугольном каземате в средней части корабля - четыре по углам каземата и два посередине побортно.

Испанский историк А.Ахилера говорит, что обе спарки могли стрелять на борт, из-за чего приплюсовывая четыре 152-мм.орудия, он восхищался сильным бортовым залпом крейсера. Однако нелишне заметить, что немалая часть секторов обстрела спа-рок могла считаться таковой только теоретически -так что в некоторых случаях в бортовом залпе реально могли принять участие только три 152-мм. орудия. Кроме того, впервые примененные в испанском флоте установки “binaros” зарекомендовали себя далеко не лучшим образом. Таким образом, получалось, что носовой и кормовой огонь могли вести по четыре орудия “Reina Regente", в то время как бортовой залп состоял зачастую всего из трех.

Технические характеристики орудий испанских крейсеров 1-го ранга.

Калибр Система Масса

орудия

(т.)

Масса

снаряда

(кг.)

Начальная

скорость

(м/сек.)

240/35 Hontoria 20,7 195 615
200/35 Hontoria 11,5 135 615
160/35 Hontoria 6,1 60 615
152/45 Rueda 45 850
120/35 Hontoria 2,6 25 600

ЗАЩИТА

Главная броневая защита крейсера заключалась в броневой палубе из брони Симменса, проходившей по всей длине корпуса. В средней части она возвышалась над ватерлинией и имела толщину 51 мм., уменьшаясь к оконечностям до 25 мм. Ближе к бортам палуба плавно переходила в 76-мм. броневые скосы, опускавшиеся на 1,8 метра под ватерлинию, Над машинами и котлами толщина скосов увеличивалась до 90 мм., а на изгибах и у коффердамов - до 120 мм.

Крейсера испанской постройки для облегчения корпуса имели несколько сниженные толщины броневых листов. Их максимальная толщина не превышала 110 мм.

Орудия главного калибра защищались 76-мм. стальными щитами, а средний калибр прикрывался щитами из 25-мм. броневой стали. Имели броневое прикрытие и шахты подачи боеприпасов.

Дополнительную защиту создавали коффердамы и целлюлозный пояс, а также заполненные угольные бункеры.

Бронирование второго крейсера “Reina Regente" было значительно изменено, и на скосах толщина брони уменьшилась до 68 мм. Максимальная же толщина у коффердамов осталась прежняя - 120 мм.

Хотя на иностранных кораблях того времени уже получала широкое применение броня, обрабо-

Боковой очд и схема размещения вооружения крейсера 'Reina Regente (II)'


тайная по методу Круппа, на этом испанском крейсере по-прежнему оставили броню Мартинес-Симменса, аналогичная' Гарвею. Весь броневой материал поставлялся заводами в Ла Фелгури (La Felguera).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

В целом проект крейсеров типа “Reina Regente" следует признать достаточно удачным. В сравнительно небольшое водоизмещение проектанты смогли вписать необычайно сильное вооружение и неплохое бронирование. Особенно разительным было сравнение “Reina Regente" со спущенными на воду примерно в это же время на испанских верфях крейсерами типа “Reina Cristina”. Будучи тяжелее всего на тысячу тонн, “Reina Regente” в одиночку без труда смогла бы выдержать бой со всеми тремя крейсерами типа “Reina Cristina”.

Тем не менее, низкая культура производства испанских заводов и верфей и грубейшие весовые просчеты привели к тому, что в принципе неплохой крейсер при дальнейшем "совершенствовании” стал совершенно неудачным. История военно-морских вооружений, пожалуй, не знает второго подобного примера, чтобы новейшие боевые единицы, будучи в основном законченные, ни разу ни собтояли ни в одной кампании и не были бы укомплектованы как боевые корабли военного флота !

"Бескровным несчастьем" назвал эту серию испанский военно-морской историк Альфредо Ахиле-ра, и он был недалек от истины. За всю свою карьеру крейсера не совершили ни одного океанского плавания, так как сильная качка даже в сравнительно спокойную погоду, заставляла опасаться за их дальнейшую судьбу.

Все недостатки испанского подражания были в большей или меньшей степени ликвидированы на втором крейсере “Reina Regente". Но какой ценой !

При увеличении водоизмещения на более чем тысячу тонн и не на много большем вооружении, с более тонким бронированием, этот крейсер в области деления на отсеки был явным шагом назад. Небольшой пробоины во время столкновения с пароходом “Kingston" хватило, чтобы поставить крейсер на грань гибели.

По официальной классификации крейсера числились как “Cruseros protegidos de primera” - бронепалубные крейсера 1-го ранга, - и своим устремленным видом и изящной кормой они действительно напоминали их. Однако внешний вид был обманчив,

и, например, серьезное заявление “Mundo Naval” о том, что крейсера “Lepanto” и "Alfonso XIII" должны “проходить многие мили в автономном плавании и нападать на неприятельскую торговлю" не следует рассматривать иначе, кроме как забавный курьез.

ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ

Первая “REINA REGENTE”

Темпы строительства “Reina Regente” заводом Томсона стали небывалыми для испанского флота. В июне 1886 года фирма приступила к строительству, а уже в феврале следующего года корпус был спущен на воду. Вскоре в Глазго ее принял испанский экипаж, и в апреле 1888 года крейсер совершил переход из Клайдбэнка в Эль Ферроль, пройдя расстояние в 864 мили всего за 48 часов. Средняя скорость при этом составила 18 узлов

- очень хороший результат перехода для того временйЗскоре состоялось официальное включение крейсера в состав испанского флота. 3 июня 1888 года 8 Барселоне, в присутствии королевы Марии Кристины, состоялась торжественная церемония подъема боевого флага, лично врученного королевой.

После небольших переделок и модернизации корабль совершил ряд плаваний, в том числе несколько заграничных. В 1888 году он присутствовал на Всемирной Выставке технических достижений в Барселоне, а в 1892 году в Генуе, где прошли празд-ненства, связанные с четырехсотлетним юбилеем открытия Америки.

Сразу за европейскими, праздненства последовали и в Америке, и крейсер, перейдя Атлантику, посетил Гавану. Оттуда, ведя на буксире точную копию нао “Santa Maria”, он взял курс на Нью-Йорк. Это нао, вместе с копиями остальных каравелл Колумба, перевели в Гудзон. Там все они были подарены американскому правительству. На церемонии присутствовал большой интернациональный флот.

Из зарубежного плавания крейсер возвратился без обнаружения каких-либо серьезных неисправностей и дефектов. Хорошо показали себя в плавании все машины и механизмы, тем более, что все переходы осуществлялись исключительно на искусственной тяге.

После своего трансатлантического плавания крейсер выполнил еще несколько официальных миссий, пока 9 марта 1895 года не прибыл в Танжер. В этот раз он осуществил свое последнее серьезное задание - доставил обратно в Марокко посла Султана после совещания с испанскими губернаторами.

Если бы корабль тотчас же поднял якорь и ушел в Кадис, или, наоборот, немного бы позднее !

А так, примерно в середине утра следующего дня, когда небо уже затянули тучи и барометр начал катастрофически падать, крейсер покинул танжерский рейд. Тяжелые облака на горизонте ясно говорили о надвигающейся стихии, но, несмотря на это, командир корабля Дон Франсиско Санс де Андино (Don Francisco Sanz de Andino) решил во что бы то ни стало перейти в Кадис, где со дня на день должны были начаться торжества по поводу спуска на воду нового броненосца “Carlos V". Хотя всем известно, что в это время в Атлантике часто бывают сильные ветры, от которых благоразумней укрыться в порту, тем более, такому перетяжеленному крейсеру как “Reina Regente".

Но, покинув Танжер, командир крейсера еще более усугубил положение и обрек свой корабль, идя около трех миль самым малым ходом. Между тем, когда берег уже скрылся за горизонтом, поднялась высокая волна и задул сильный, ураганный ветер. Примерно в это время, несмотря на шквалы и темноту капитаны иностранных пароходов “Mayfield" и “Matheys” видели угольно-черный силуэт “Reina Regente", огромный размах качки на котором ясно указывал на его дальнейшую судьбу. Эти корабли были последними, кто видел крейсер. Других подробностей этого перехода узнать не удалось, да и вряд ли это когда-либо удастся...

Почти тот час после окончания урагана пограничная охрана начала поиски крейсера,- хотя еще никто не мог достоверно ни подтвердить, ни опровергнуть упорные слухи о гибели. Крейсера “Alfonso XII” и "Isla de Luzon” и пароход “Pielago" исследовали все места предполагаемой гибели, но безрезультатно.

Была назначена официальная комиссия, в составе капитана 2-го ранга Дона Фернандо Вильямила (Fernando Villamil) и инженера Дона Хосе Кастельота (Jose Castellote) по расследованию этого тайного и запутанного кораблекрушения. В документальной форме они изложили все обстоятельства возможной гибели крейсера. В заключении признавалась наиболее вероятная причина катастрофы. По их мнению крейсер погиб из-за затопления верхних отсеков, откуда вода' не могла уйти вниз, так как этому препятствовала непрерывная броневая палуба и деление корпуса над ней на водонепроницаемые отсеки. Положение могли усугубить авария рулей или машин, при невозможности исправления дефекта собственными силами. Но каковы были истинные причины гибели крейсера - сейчас установить их уже вряд ли удастся.

Гибель крейсера и 412 человек его команды заставили всю Испанию облачиться в траур. Из-за трагедии на несколько дней была отложена торжественная церемония спуска на воду броненосца “Carlos V", на которую так спешил капитан “Reina Regente" - она состоялась только 12 марта. Энтузиасты предприняли многочисленные, но, к сожалению, безрезультатные поиски вещей с крейсера на пляжах от Тарифы до Альхесираса, которые смогли бы пролить свет. А споры по поводу причин гибели корабля не утихают и по сей день.

Во время испано-американской войны, ряд испанских критиков припомнили уже ушедшему в отставку морскому министру, что если бы не его упрямство, эскадра Серверы пополнилась бы дополнительным разведчиком. Однако, если рассуждать серьезно, вряд ли “Reina Regente” смогла бы изменить ход сражения у Сант-Яго. В лучшем случае, благодаря своей быстроходности, крейсер смог бы прорвать американскую блокаду, чтобы, вероятнее всего, интернироваться или погибнуть немного позднее, но уже в другом шторме.

 

“LEPANTO” и ’’ALFONSO XIII”

Испанские версии "Reina Regente” “Lepanto” и "Alfonso XIII” - получились совершенно неудачные, случай уникальный в истории судостроения ! Они были спущены на воду соответственно в Эль Ферроле и Картахене в 1891 и 1893 годах, когда уже стали видны все недостатки прототипа. С виду крейсера очень напоминали “Reina Regente”, отличаясь от него лишь небольшими особенностями рангоута в расположении марсов.

Достройка "Alfonso XIH" была закончена еще до начала испано-американской войны, и, подчиняясь настоятельным просьбам командирам Кубинской и Филлипинской эскадр, планировалось перевести его в колонии. Однако, на испытаниях крейсер так и не смог развить контрактной скорости, а в его конструкции вскоре выявился ряд серьезных дефектов, из-за чего посылка откладывалась на неопределенное время.

После начала боевых действий, 7 мая, правительство чуть ли не в ультимативной форме потребовало включения крейсера в Резервную эскадру адмирала Комара, Вскоре крейсер прибыл в Кадис, где проходило формирование эскадры, Но даже быстрый осмотр дал понять адмиралу, что за короткое время крейсер вряд ли удастся привести в удовлетворительное состояние. А потому 22 мая, когда стало известно намерение правительства отправить резервную эскадру на Филиппины, Камара счел более благоразумным оставить крейсер в Кадисе “для приведения его в боеготовое состояние"

Крейсер, вошедший в состав Феррольского морского округа, включили в программу плаваний еще в кампании 1896 года с зачислением его а Практическую эскадру. Однако он не был полностью готов ни к кампании 1896 года, ни даже 1900 года. Вопрос был настолько необычен, что чисто формально его ввели в строй по Королевскому Декрету от 18 мая 1900 года, а вскоре крейсер был вообще выведен из состава флота.

Подобная ситуация сложилась и с “Lepanto”. Хотя он и был зачислен в состав Картахенского морского округа, и даже состоял в программе плаваний, за все время его “службы" команда крейсера состояла лишь из нескольких десантных рот (?!), а вооружение только из средней артиллерии. И, пожалуй, единственным его серьезным “делом” было дефилирование на морском параде у Вилья-и-Корте во время Присяги и Коронации Альфонсо XIII в мае 1902 года.

В апреле 1907 года в Картахене, вместе с “Extremadura", “Princesa de Asturias" и “Numancia”, “Lepanto" вошел в эскадру, созданную для встречи яхты “Victoria and Albert" во время встречи Эдуарда VII и Альфонсо XIII.

Позднее дефективный крейсер служил в качестве материальной части школы артиллеристов и торпедистов, а все его даже небольшие плавания можно сосчитать по пальцам. Из списков флота крейсер исключили в 1912 году.

Официальное решение о закладке второго крейсера “Reina Regente” на верфи в Эль Ферроле последовало месяц спустя, после печального события 1895 года.

Вторая “REINA REGENTE”

Но после торжественной церемонии закладки первой секции киля начались многочисленные административные, бюджетные и чисто технические проволочки, так что строительство фактически не велось до 1899 года.

Только 20 сентября 1906 года крейсер в торжественной обстановке сошел на воду. Но, несмотря на торжественность, королева Кристина, вопреки предположениям, из-за сложного политического положения, вызванного кризисом в Марокко, не смогла присутствовать на церемонии. Поэтому просто ограничились зачитыванием Высочайшего приветствия населению Ферроля, после чего корпус крейсера был благополучно спущен на воду.

В 1910 году строительство “Reina Regente” было практически закончено; началась его активная служба.

В феврале 1911 года корабль, включенный в состав Практической эскадры, посетил король Альфонсо. А некоторое время спустя, король на нем отправился в Англию, где в Портсмуте состоялся воен-но-морской парад, посвященный коронации короля Джорджа V.

24 июня, вместе с другими Высочайшими особами на борту, крейсер отправился на регату в Ковее, но почти тотчас же начавшиеся в Марокко военные действия потребовали присутствия “Reina Regente” в составе боевого отряда.

19 января 1912 года, после ряда успешно проведенных бомбардировок, крейсер в устье реки Керт (Kert) в районе селения Ясанен (Yazanen) столкнулся с пароходом “Kingston". Полученная пробоина, повлекшая за собой затопление трюмов и кочегарки, оказалась чрезвычайно опасна. Только хладнокровие и искусство командира оказавшейся рядом и подошедшей на помощь канонерской лодки “Laya” спасло потерявший ход крейсер. “Reina Regente” был посажен на мель близлежащего пляжа, и вскоре, с кое-как заделанной пробоиной, крейсер был отбуксирован в Картахену для окончательной починки.

13 ноября 1912 года, в связи с началом Балканской войны и из-за потребовавшегося военного присутствия Испании в районе военных действий, крейсер “Reina Regente” прибыл в Константинополь. Однако находился он там недолго., и вскоре, следуя инструкциям Морского Министра Дона Аугусто Миранды, корабль опять присоеденился к отряду кораблей в Марокко, ведущему боевые действия.

Крейсер выполнял разнообразные поручения, обстреливая позиции непокорных кабилов. А в июне

1913 года, когда произошла трагедия с канонерской лодкой “Concha”, подошедший на помощь крейсер буквально сравнял с землей останки канонерки, с которой рифы пытались снять все уцелевшее военное имущество.

После окончания боевых действий в Марокко, в 1914 году крейсер выполнил ряд официальных поручений в Сеуте и Рио Мартине, после чего был приписан к “Школе Морской Обороны” (“Esquela de Guardias Marinas"). Корабль совершил ряд учебных плаваний, которые после начала Первой мировой войны пришлось ограничить территориальными водами.

Только после окончания войны “Reina Regente” совершил несколько зарубежных плаваний, исходив Средиземное море, буквально, вдоль и поперек. В 1920 году он впервые совершил трансатлантическое плавание и в октябре бросил якорь в Буэнос-Айресе, где крейсеру был оказан дружественный прием.

В 1921 году уже порядком устаревшему и изношенному крейсеру вновь пришлось тянуть лямку военной службы. Корабль участвовал в операциях по освобождению территорий, занятых в 1921 году восставшими рифами. Это была последняя военная кампания крейсера. Общее состояние корабля, даже после проведенных ремонтов механизмов и котлов, уже не внушало доверия.

Вместе с другими устаревшими кораблями крейсер был исключен из списков флота 31 декабря

1926 года в ходе “большой чистки”, проведенной во время правления правительства Примо де Ривера, после чего корабль был продан на слом за полмиллиона песет.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Aguilera A. “Segundo 2Reina Regente”, Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.73-76.

2.    Aquilera A. "Reina Regente", “Alfonso XIII” у "Lepanto”, Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.41-44.

3.    Wilson H.W. “The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War”, London, Sampson Low, Marston & Co, 1900, 454 p.

4.    “Reina Regente”, “Военные флоты и морская справочная книжка на 1895 год”, СПб, Типография Э.Гоппе, 1895, стр.288-291.

5.    “Крейсер 1-го класса с броневой палубой "Lepanto", "Военные флоты и морская справочная книжка на 1897 год”, СПб, Типография Э.Гоппе, 1897, стр.417-419.