Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

ИСПАНСКИЕ КРЕЙСЕРА 1-ГО РАНГА ТИПА “REINA CRISTINA”

В истории испанских крейсеров периода испано-американской войны судьба крейсеров этой серии особенна. Построенные для службы в колониях в качестве флагманов, эти корабли к началу боевых действий, были наиболее мощными единицами испанского флота в ее заморских водах. Волей судьбы они оказались в эпитцентре трех наиболее выдающихся событий той войны: взрыва броненосцы “Maine” в Гаване, сражения у Кавите и обороны Сантьяго де Куба, из-за чего часто фигурировали в официальных сводках. Но вместе с тем, фактически устаревшие уже на стапеле, и приведенные в негодность еще до начала войны, они не оказали и не моли оказать существенного влияния на события той кампании.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

В середине 80-х годов в Испании для колониальных нужд планировалось построить большую серию малых крейсеров 2-го ранга. Считая своих проектировщиков неподготовленными для такой задачи, правительство разместило заказы на крейсера во Франции и в Англии (по две единицы). После постройки этих крейсеров на основе более удачного (английский тип “Velasco") планировалась закЯаДка уже на своих верфях еще шести кораблей улучшенного типа. К началу 80-х годов стало ясно, что кораблям этого типа будет сложно выполнять функции флагманского корабля, поэтому решили приступить к строительству сразу трех крейсеров-флагманов [1].

За основу проекта были выбраны хорошо зарекомендовавшие себя деревянные корветы типа “Aragon". При этом планировалось применить металлический корпус, увеличить скорость и вооружение при сохранении примерно такого же водоизмещения.

Строительство крейсеров велось под руководством дона Томаса Тарье (Tomas Tarrie). Головной корабль серии “Reina Cristina” был заложен 12 августа 1881 года в Ферроле в присутствии короля Альфонсо XII и королевы Кристины. Затем, также в августе, последовала закладка в Ферроле крейсера “Alfonso XII”, а в Картахене - крейсера “Reina Mercedes".

Названия крейсерам присвоили в честь особ

царетвующего испанского двора.

Альфонсо XII (1857-1885) - старший из выживших сыновей королевы Изабеллы II, после реставрации монархии в 1874 году - король Испании.

Королева Мария Мерседес (1860-1878) - дочь герцога Монтпесье, с 1878 года жена короля Альфонсо XII. Скоропостижно скончалась через шесть месяцев после свадьбы.

Королева Мария Кристина (1858-1929) - дочь австрийского эрцгерцога Карла Фердинанда, с 1879 года жена короля Альфонсо XII. С 1885 по 1902 год (до совершеннолетия сына, будущего Альфонсо XIII) -королева-регентша.

Крейсер Место постройки Заложен Сошел на воду Готовность
“Reina Cristina" Эль Ферроль 12 августа 1881 2 мая 1887 1891 (*)
“Alfonso XII” Эль Ферроль август 1881 21 августа 1887 1894 (*)
“Reina Mercedes" Картахена август 1881 12 сентября 1887 1894 (*)

(*) Имеется ввиду окончательная укомплектация крейсеров. Но еще до этого они участвовали в некоторых мероприятиях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРОВ ТИПА “REINA CRISTINA”

(По данным издания [1])

Водоизмещение ........................ 3090 - 3900 т.

Длина ................................................ 84,82 м.

Ширина.............................................. 13,22 м.

Осадка ................................................. 6,70 м.

Поршневые механизмы; паровые котлы;

1 винт

Мощность механизмов ...................... 4100 л.с.

Скорость ............................................ 15 узлов

Запас угля .................................................720 т.

Дальность плавания ........................... 4000 миль

Вооружение:

6 164-мм./35-калиб. орудий;

2    70-мм.орудий;

3    57-мм. и 2 42-мм.пушки

5 торпедных аппаратов

Экипаж ................................................. 380 чел.

КОРПУС

Корпус крейсеров собирался из железа и был разделен на семь больших водонепроницаемых отсеков [5, стр.378]. (Справочник Конвея сообщает о двенадцати отсеках). Помимо этого, вогруг машин находилось большое число небольших водонепроницаемых отделений [5, стр.378]. Водоизмещение и размеры крейсеров значительно различались между собой, хотя общие очертания и силуэт были одинаковы.Водоизмещение крейсеров:

“Alfonso XII” ........................... 3900 тонн

“Reina Cristina” ...................... 3520 тонн

“Reina Mercedes” ................... 3090 тонн

Увеличение водоизмещения “Alfonso XII” объяснялось небольшими изменениями конструкции [1, стр.34]. Его основные размерения составляли:

Длина ....................................... 84,82 м.

Ширина ..................................... 13,22 м.

Высота борта ............................. 9,50 м.

Осадка ........................................6,70 м.

В целом же, кормовой балкон, высоченные трубы, чуть ли не полный парусный рангоут и некоторые другие признаки придавали новым крейсерам сходство скорее сол вспомогательными судами, нежели с боевыми кораблями [1, стр.33-34].

После переоборудования 8 Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ - так в то время назывались США) водоизмещение “Reina Mercedes” снизилось до 2835 тонн. При этом основные размеры составляли:

Длина ....................................... 89,06 м.

Ширина..................................... 13,19 м.

Осадка наибольшая.....................6,68 м.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

На крейсере была установлена одна 3-цилиндровая паровая машина системы “Компаунд” с приводом на один вал. Машина развивала индикаторную мощность от 3970 до 4400 л.с. (по разным сведениям). Десять котлов располагались в двух кочегарках, разделенных между собой водонепроницаемой переборкой. Рабочее давление пара составляло около 4 ат. (60 фунтов на кв.дюйм). Запас угля колеблется по разным источникам от 500 до 720 тонн, что соответствовало дальности плавания от 3000 до 4000 миль на 10-узловой скорости.

Контрактная скорость кораблей должна была составлять 17 узлов, что к моменту ввода их в строй было явно не достаточно, так как уже появились крейсера с 20-узловым ходом. Но на самом деле обстановка была еще хуже так как корабли на испытаниях развивали только 14-15 узлов, даже при форсированной тяге. А крейсер “Alfonso XII” вообще на пробе достиг только 12,5 узлов [5, стр.377].

АРТИЛЛЕРИЯ И ЗАЩИТА

Артиллерия крейсеров состояла из шести 6,3-дюймовых орудий, расположенных в бортовых спон-сонах по три с каждого борта. Радиус обстрела носовых и кормовых орудий составлял 130 градусов, у средних 160 градусов. Вспомогательная артиллерия состояла из трех 57-мм.орудий Норденфельта, шести 37-мм. револьверных пушек Гочкиса, двух 42-мм. скорострелок Норденфельта. Дополняли вооружение две 70-мм.десантных пушки и две митральезы.

Такое большое число разных калибров создавало известные трудности для тыловых служб с комплектованием боезапаса, и, конечно, особенно они давали себя знать в колониях.

Выбор в качестве артиллерии главного калибра 160-мм.орудий системы Гонтория с длиной ствола 35 калибров (вес снаряда 112 фунтов) следует признать крайне неудачным, так как в это время на подобных кораблях уже начали устанавливать скорострельную артиллерию. Хотя орудия этой системы стали самыми мощными и дальнобойными как в Маниле, так и в Гаване и в Сантьяго, но по своим баллистическим характеристикам они намного уступали аналогичным американским образцам. Например на удалении всего 2000 ярдов, даже самая примитивная броневая защита надежно защищала от снарядов этого орудия [4, стр.238].

Торпедное вооружение составляли пять 356-мм. аппаратов, установленные два на носу, один в корме и по одному с каждого борта, ближе к кормовой части крейсера [5, стр.378].

Еще хуже дела обстояли с защитой. В то время, как за рубежом уже вовсю стали строиться башенные корабли с броневой защитой, на этих крейсерах бронирование напрочь отсутствовало, что также следует признать немаловажным упущением. А расположенная в спонсонах главная артиллерия была лишена даже простейших щитов! Единственная защита машин и котлов состояла в угольных ямах, расположенных вокруг их.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Новые крейсера неплохо вписывались в существовавший тогда испанский флот. Но, тем не менее, общий проект крейсеров следует признать крайне неудачным. Ориентируясь в процессе проектирования на строившиеся крейсера 2-го ранга, которые по своей сути были эквивалентны зарубежным канонеркам, и, неся в своей основе уже основательно устаревший тип корвета “Aragon”, крейсера типа “Reina Cristina" устарели еще на стапеле. Осознавая это, ряд испанских военно-морских деятелей предлагали использовать новые крейсера как обычные транспорты, тем более, что с началом Инсургенции на Кубе и Филиппинах, кораблей, перевозящих войска, стало катастрофически не хватать. Из-за этого пришлось даже отложить на некоторое время переделку ряда пароходов во вспомогательные крейсера, а также прибегнуть к фрахтам за рубежом. По оценке специалистов, в качестве транспортов на крейсерах могло бы поместиться по тысяче человек нижних чи

нов [5, стр.378].

В официальных испанских документах крейсера классифицировались как “Cruseros de Primera" -“Крейсера 1-го ранга’, но своими характеристиками они скорее соответствовали зарубежным крейсерам 2-го ранга - таким как российский “Светлана", французские “Davout" и “Suchet”, английский “Medea". Хотя отсутствие броневой палубы и скорострельной артиллерии главного калибра не оставляло испанцам шансов на успех в бою даже с ними.

Интерес к новым крейсерам, из-за их явной ущербности, пропал почти сразу же после спуска на воду, поэтому достройка проходила крайне медленно и закончилась, по всей вероятности, лишь к середине 90-х годов. Карлос Сафортеса и Кристиан де Сент-Убер [3] сообщают, что “Reina Mercedes” была полностью снаряжена и укомплектована лишь к 1894 году. И.В.Будиловский [5, стр.378] называет еще более отдаленную дату - 1896-1897 годы. Если это действительно так, то получается, что крейсера фактически находились в активной службе лишь пару лет.

Характеризуя в целом тип новых крейсеров, бывший в то время командующим флотом дон Хоакин Бустаменте в своих “Записках о составе флота 1890” (“Apuntes sobre el Material maritimo - 1890") отмечал, что “крейсера не заслуживают даже самого названия “военный корабль", они получились еще хуже, чем тип “Ulloe”, который вообще не считается хорошим кораблем. Хотя, по-правде говоря, один стоит другого, так как хорошо известна вся их непривлекательность для эскадр” [1, стр.36]

Крейсер первого ранга "Alfonso XII"

ИСТОРИЯ КОРАБЛЕЙ

“REINA CRISTINA”

Почти сразу же после ввода в строй, в 1891 году крейсер “Reina Cristina” взял курс на Филиппины и, после непродолжительной стоянки в Шанхае, корабль бросил якорь в Маниле. Там он стал флагманом отряда кораблей, разнотипных и разномастных, носивших громкое название “Филиппинской эскадры”. К началу испано-американской войны “Reina Cristina” являлась самым боеспособным кораблем в эскадре контр-адмирала Монтехо [1, стр.35] После объявления войны, 25 апреля, в составе эскадры из шести вымпелов, “Reina Cristina” отправилась в бухту Субиг, чтобы действовать на коммуникациях проивника, который, как ожидалось, блокирует Манилу. Но, так как укрепления бухты оказались в еще более плачевном состоянии, чем в Кавите, эскадра 29 апреля была вынуждена вернуться обратно.

30 апреля около 19 часов испанские посты доложили о появлении в бухте Субиг кораблей американской эскадры коммодора дьюи, а примерно в

23.30 канонада у входа показала, что американцы проникли в бухту. Адмирал Монтехо разрешил отбой личному составу, хотя и приказал поддеоживать пары на случай внезапной атаки. К этому времени на крейсере “Reina Cristina" уже успели кое-как подготовиться к предстоящему сражению. Стеньги и реи спустили, корпус приобрел боевую окраску, а деревянные вещи, насколько это было возможно, убраны. Убрали также стойки навесов-тентов, но люпки на шлюпбалках были оставлены, так как адмирал Монтехо не питал никаких иллюзий по поводу результатов сражения.

Таким образом, 1 мая “Reina Cristina" вместе с другими кораблями эскадры Монтехо, стояла под парами на якоре в Кавите [4, стр.131-132]. И когда около 6.30 американская эскадра приблизилась на пушечный выстрел, крейсер вместе с другими кораблями открыл огонь по врагу. Ответный огонь, сосредоточенный на двух самых крупных испанских крейсерах “Reina Cristina" и “Castilla", поначалу не был особенно точен.

Одним из первых в крейсер было попадание 8-дюймового снаряда в полубак “Cristin’bi”. Разорвавшись он вывел из строя прислугу четырех мелкокалиберных скорострельных пушек, а образовавшиеся осколоки разлетелись от фок-мачты до капитанского мостика, ранив несколько человек, в числе которых был и старшина-рулевой. После этого американские снаряды стали все чаще и чаще попадать в “Cristin’y” [4, стр.133].

Видя, что перестрелка приобретает нежелательный оборот, адмирал Монтехо решился на отчаянный шаг. “Reina Cristina” снялась с якоря и начала сближение с американской эскадрой, подняв сигнал, чтобы все остальные корабли последовали ее примеру. Монтехо, вероятно, решил таранить один из американских крейсеров. Но предприняв свой маневр, он тем самым подписал смертный приговор своему флагману. На крейсере сосредоточился огонь всей американской эскадры и “Cristina” продвигалась вперед буквально под градом бомб. Вскоре дым и пар полностью окутали ее корпус. Взорвавшийся в кубриках снаряд вызвал пожар в матросских вещах. Другой снаряд большого калибра буквально смел капитанский мостик, разбил прожекторы правого борта и вывел из строя рулевое устройство.Следующий снаряд, попавший в корму, убил и ранил десять человек. Еще один снаряд, взорвавшийся в кают-кампании, заполненной ранеными, положил конец их страданиям, вызвав ужасное опустошение.

Снаряды продалжали поражать корабль. Взрывом в центре корабля перебило паропровод, одновременно было ранено и убито тринадцать человек. Снарядами сбило клотик на бизань мачте, гафель с адмиральским флагом и нацональный флаг, впрочем, последний вскоре был поднят вновь.

И, словно в завершение, бомба большого калибра, взорвалась в районе пороховых погребов, заполнила все дымом и вызвала пожар, который уже невозможно было взять под контроль. Погреба были тут же затоплены. Но дальнейшее сопротивление в этом бедственном состоянии было бесполезно. Пожар охватил весь корабль. Из орудийной прислуги стреляющего борта осталось лишь два человека, не достигнув своей цели корабль повернул к берегу и вскоре затонул на мелководье в бухте Канакао. Адмирал Монтехо отдал приказ команде покинуть корабль, а шлюпкам с крейсеров “Isla de Cuba” и “Isla de Luzon", а также канонерки “Merques de Duero" подойти для оказания помощи [4, стр. 134-135].

На корабле в строю остались 6 офицеров и 200 матросов, всего же, по исследованиям лейтенанта Элликота,, было убито 130 и ранено 90 человек. Ранен был и сам Монтехо, которому осколок снаряда попал в ногу, а также его адьютант. Капитан корабля Луис Кадарсо в течение всего боя проявил величайшую храбрость. Сам раненый, он не оставил свой корабль, пока его не покинул последний матрос. Отважный командир был смертельно ранен, когда переходил на шлюпку и вскоре скончался. Помимо командира на корабле поогибли еще шесть офицеров [4, стр.135 и 141].

После войны, обледовав остов полузатопленного крейсера и допросив оставшихся в живых членов команды, американская комиссия выявила тридцать девять попаданий в “Cristin’y", из которых тринадцать были от снарядов большого калибра - по пять попаданий 203-мм. и 127-мм. снарядов, семь 57-мм. снарядов и двадцать два - от снарядов неопознанного калибра. Сам адмирал Монтехо сообщал, что его флагман был поражен “около семидесяти раз”. Принимая во внимание уничтоженные пожарами и затоплением следы попаданий, это выглядит вполне правдоподобно.

Кроме уже упоминавшихся , стоит также отметить следующие повреждения:

-    два 203-мм. и 57-мм. снаряды попали в переднюю дымовую трубу;

-    один 203-мм., один 127-м. и два 57-мм. снарядов взорвались за рубой, которую свалило влево взрывом снаряда большого калибра в пароперегревателе под ней;

-    203-мм. снаряд, пробив щит левого переднего 6,3-дюймового орудия, разорвлся, выведя из строя это орудие, одновременно разрушив механизм снарядного подъемника и проделав огромную дыру в фальшборте. Этим же взрывом листы над спонсоном были скручены в дугу, а осколки от снаряда вывели из строя подъемный механизм противоположного орудия правого борта;

-    два 57-мм. снаряда разрушили вентилятор перед передней трубой;

-    шесть снарядов-бомб попали в бизань-мачту и по одному снаряду в фок- и грот-мачты [4,стр. 143-144].

Крейсер затонул на мелководье - так, что над водой виднелись его надстройки и часть борта. После войны он ржавел еще несколько лет, а затем его останки были разобраны на слом.

Существует вполне вероятная легенда, по которой пробитый в бою флаг крейсера после войны был доставлен королеве Марии Кристине, и в качестве реликвии находился среди ее личных вещей вплоть до ее смерти в 1929 году.


Прежде чем быть переброшенными в дальние моря, два других крейсера изрядно побороздили воды метрополии. Так, в 1892 году “Alfonso XII" присутствовал в Генуе на праздновании очереднего столетнего юбилея открытия Америки. После этого он с этой же целью посетил Уэльву [1, стр.34].

“ALFONSO XII”

В марте 195 года корабль принял участие в поисках пропавшего без вести крейсера “Reina Regente". Поисковый отряд, в состав которого входил “Alfonso XII”, исследовал все вероятные участки побережья в поисках вещей с “Regente”: бухту асейтеро, Торре и Альтос-де-Мекка, Кастилобо и другие, -вплоть до мыса Трафальгар, но безрезультатно [1,стр.42].

В 1896 году, когда усилилась международная напряженность, крейсер был переведен для службы в качестве флагмана на Кубу, где стал ядром испанского флота в Гаване. Изрядно потрудившись еще до войны, он к 1898 году пришел в крайнюю негодность и явно требовал длительного ремонта. К началу боевых действий он выполнял роль арсенала, склада мин и прочего военного имущества в гаванскрм порту [1, стр.35]. Хотя X.У.Вильсон сообщает, что крейсер сохранил 10-узловый ход [4, стр. 178] это представялет-ся маловероятным.

Крейсер стал свидетелем взрыва на пришедшем в Гавану с визитом броненосце “Maine” Североамериканских Соединеных Штатов. Поздно вечером

15 февраля 1898 года, когда произошла эта трагедия, “Alfonso XII" стоял пришвартованным примерно в 200 метрах по правому борту от американского корабля. Поэтому после взрыва он одним из первых оказал помощь, выслав шлюпки. Несмотря на опасность от все еще продолжавшихся взрывов и рискуя поппасть под постоянно падающие горящие обломки, шлюпки с крейсера спасли большую часть из оставшихся в живых членов команды “Maine” [1, стр.35].

Не в силах чем-нибудь помочь в начавшихся боевых действиях, крейсер отдал на нужды береговой обороны свою артиллерию. По три 160-мм. орудия Гонтория были установлены на батареях Чоррера и Регина. В этом качестве артиллерии крейсера удалось выпустить несколько снарядов по противнику. Так, 10 мая около 10 часов утра батарея Чоррера сделала несколько выстрелов по приблизившемуся вспомогательному крейсеру “Triton”, который после этого удалился [6, стр.145]. А 19 июля около 7 часов вечера подобный инцидент произошел с другим вспомогательным крейсером - “Mayflower". По приблизившемуся на 6400 метров крейсеру было сделано три выстрела из орудий “Alfonso XII”, после чего тот также удалился [6, стр. 148].

После окончания войны, безжизненный крейсер, вместе с другими кораблями, в марте 1900 года был возвращен на родину и вскоре, выведенный из состава флота, был сдан на слом [1, стр.35].

“REINA MERCEDES”

Первоначально крейсер 1-го ранга “Reina Mercedes”, как и “Alfonso XII", служил в водах метрополии. 30 августа 1890 года крейсер присутствовал в Бильбао на торжественной церемонии спуска на воду первенца новой судостроительной программы крейсера “Infanta Maria Teresa”. В 1893 году “Reina Mercedes" вошла в состав Учебного Отряда. В том же году, после нападения рифов на укрепления Мелильи, “Reina Mercedes" была переведена в Марокко, где оказала посильную помощь 25-тысячному отряду маршала Кампо, ведшего боевые действия.

В 1895 году крейсер был переведен в Кариб-ское море, где использовался в качестве флагмана испанских военно-морских сил на Кубе и, дополнительно, нес службу стационера в Сантьяго-де-Куба [1, стр.34].

Крейсер довольно активно использовался для несения блокадной службы на острове и, поэтому, к началу боевых действий он был совсем лишен хода и небоеготов. 31 мая и 6 июня по одному 6,3-дюймовому орудию с корабля было установлено в укреплениях на гребне холма Сокапа. Также 6 июня (по Вильсону 2 июня) еще одно орудие было установлено на подъеме к батарее мыса Пунта Горда, а 16 июня (по Вильсону 17-го) также на подъеме, ниже первого, другое [6, стр. 192]. На крейсере, таким образом, осталось лишь два носовых орудия главного калибра, то есть всего треть. Но даже в таком виде он был самым мощным испанским кораблем охранения базы. Кроме него в Сантьяго находились канонерка “Alvarado”, вооруженная одним 6-фунтовым и одним

1-фунтовым орудиями, а также три - четыре буксира и парохода [4, стр.238]. После прихода в Сантьяго эскадры Серверы, к охране были также привлечены оба миноносца.

“Reina Mercedes" занимала позицию у входа в бухту, и оба оставшихся на ней 6,3-дюймовых орудия оказались как нельзя более кстати, когда американцы предприняли попытки закупорки испанской эскадры.

3 июня, вместе с береговыми батареями и миноносцем “Pluton”, крейсер “Reina Mercedes” открыл огонь и потопил пароход “Merrimac" прежде чем тот успел выйти на заданную позицию [1, стр.35]. Американцы предполагали затопить его в самом узком месте пролива. Командовавший операцией лейтенант Ричмонд Хобсон и шесть человек его команды подверглись серьезным испытаниям. Хотя огнем испанцев был легко задет лишь один матрос, но большое число ранений экипажу было нанесено обломками корпуса в сильном водовороте, образовавшемся вокруг тонущего корабля [4, стр.252].

В поисках оставшихся в живых к месту затопления тут же устремились шлюпки и лодки, и все

семеро вскоре были доставлены на борт “Reina Mercedes", где их одели и накормили.

Впоследствии лейтенант Хобсон заявил, что огонь “Reina Mercedes" поперек канала стоил жизни

14 испанцев на форте Морро и еще 37 были ранены. Однако данное утверждение выглядит крайне спорным, так как, во-первых, испанцы не могли заметить “Merrimac” на большом удалении, а когда он подошел, то вероятнее всего по нему открыли огонь лишь мелкокалиберные орудия. Во-вторых, эти потери не подтверждаются ни дневниками консула Рамсдена, ни сообщениями лейтенанта Мюллера о блокаде. Так что, по всей вероятности, Хобсон был попросту введен в заблуждение [4, стр.253].

Как уже было сказано, для защиты эскадры Серверы от подобного рода неприятностей, “Reina Mercedes” стояла на четырех якорях у мыса Пунти-лья, недалеко от Сокапа, чтобы своими орудиями держать на прицеле вход в бухту. Подобное расположение вскоре сослужило ей плохую службу, так как со стороны моря крейсер слишком выделялся из-за мыса, и представлял отличную мишень. Если во время первой бомбардировки 31 мая все обошлось, то уже 6 июня, в ходе второй, крейсер сильно пострадал [6, стр.193].

В этот день рано утром основные американские силы подошли к Сантьяго. Против более сотни орудий крупного и среднего калибра, а также большого количества мелких орудий испанцы могли противопоставить лишь три 6,3-мм. пушки. Но огонь с фортов был поддержан испанскими кораблями: “Reina Mercedes", одним миноносцем, находившимся недалеко от этого крейсера, и еще одним в бухте Ниперо. “Infanta Maria Teresa” и “Vizcaya” заняли позицию в глубине бухты и были готовы поддержать артиллерию входа. “Cristobal Colon” и “Almirante Oquendo", расположившиеся севернее Расонес Кей, сформировали вторую линию обороны [4, стр.254-255]

В восемь часов американцы открыли огонь. Испанские батареи сперва отвечали довольно интенсивно, но щквал разрывов и недостаток в боеприпасах умерили их пыл. Больше всего в этот день пострадал крейсер “Reina Mercedes". Несколько бомб попали в его корпус и такелаж. На корабле два раза вспыхивал интенсивный пожар. Во время борьбы с огнем на полубаке был ужасно искалечен исполняющий обязанности командира крейсера старший офицер Acosta-y-Eyerman. Снаряд большого калибра оторвал ему правое бедро и правую руку. Но смертельно раненый офицер не покинул свой пост до тех пор, пока пожар не был ликвидирован, после чего он приказал продолжать бой. В этот день были убиты также еще пять моряков, а один офицер и двенадцать матросов ранены, причем трое из них тяжело [6,стр.195 и 4,стр.257].

Всего за время бомбардировки американцы выпустили около 1500 снарядов, но кроме “Reina Mercedes” практически никто не пострадал. Поэтому почти сразу же крейсер отвели немного вглубь бухты, чтобы он был не так сильно заметен со стороны моря. Результаты не заставили себя долго ждать, и, начиная с третьей бомбардировки, крейсер несет гораздо меньшие потери, чего нельзя сказать о его орудиях, установленных на берегу. Так, 16 июня во время полутора часовой бомбардировки, в ходе которой было выпущено около тысячи онарядов, разорвавшаяся в земляном бруствере бомба засыпала оба орудия крейсера на батарее Сокапа. При этом одно из них было приведено в полную негодность [6, стр. 196].

А 2 июля, во время трехчасового обстрела, было выведено из строя еще одно орудие крейсера на Пунта Горда. Несколько снарядов досталось и крейсеру. Три матроса на нем были убиты и еще трое ранено [6, стр.215]. Всего же, во второй половине июня - начале июля “Reina Mercedes" была поражена восемь раз [2]. В свою очередь, крейсер все-таки оказывал посильную помощь. Он охранял вход в бухту , поддерживал огнем свои войска во время сражения на Сан-Хуанских холмах и в других местах [1, стр.36].

На рассвете 3 июля, когда уже стало ясно, что произойдет морское сражение, “Reina Mercedes" салютовала крейсерам Серверы, которые сыграв боевую тревогу, продефилировали мимо крейсера в пролив [1, стр.36].

После разгрома эскадры генерал Торалрешил затопить потрепанный крейсер в узком месте пролива для предотвращения форсирования входа в бухту американскими кораблями. В это время адмирал Семпсон действительно дал генералу Шафтеру уже практически убедить себя сделать попытку прорваться через проливы в Сантьяго. Он лишь ждал, когда армия займет испанские укрепления на входе в бухту [4, стр. 377].

Испанцы поспешно приготовили “Reina Mercedes” к бою и около 20 часов в ночь с 3-го на 4-е июля начали буксировку крейсера к входу в бухту. К

23.30 корабль достиг самого узкого места пролива, позади Сокапы. Но тут же в лучах поисковых прожекторов американцы заметили крейсер-брандер [4, стр.378]. Незамедлительно броненосцы “Texas” и “Massachusetts” открыли огонь по “Reina Mercedes" и причинили ей тяжелые повреждения [2]. Под огнем американцев экипажу удалось установить тонущий крейсер поперек прохода и практически без потерь покинуть его. Но поскольку случайным выстрелом была перебита якорная цепь, корабль течением отнесло за главный фарватер, после чего он затонул на мелководье, так что над водой виднелись все его надстройки [4, стр.378].

16 июля в осажденном городе собрался военный совет, обсудивший условия капитуляции. В качестве доводов за немедленную сдачу среди прочих прозвучал и тот, что практически закончились снаряды к орудиям крейсера “Reina Mercedes", установленным на берегу [6, стр.256]. Вместе с капитуляцией Сантьяго 17 июля 1898 года был сдан американцам и крейсер “Reina Mercedes" [2].

Флот CACUJ решил спасти крейсер и для его подъема был заключен контракт с фирмой “Merritt & Chapman Со". Работы начались 2 января 1899 года и

1 марта того же года крейсер был поднят. Сильно текущий корпус отбуксировали к заводу Норфолка, куда он прибыл 27 мая для временного ремонта [2].


19 июля после предварительного осмотра авторитетная комиссия выписала вердикт: “Для приведения корпуса в состояние, внушающее доверие необходимо провести ряд работ, для которых судно отбуксировать в Портсмут (штат Нью-Гемпшир)...” [3, стр.46]. было также установлено при осмотре, что за все время блокады и бомбардировок крейсер “Reina Mercedes" был поражен 35 снарядами [4, стр.257]. Но в основном это были результаты бомбардировок 6 июня и 4 июля.

Во время подготовки к буксировке на корабле установили временную систему осушения, тщательно осмотрели брашпиль и рулевой механизм, задраили все люки, а дно очистили и покрасили [3, стр.46]. Все проведенные работы оценивались в 2105 долларов. После этого 25 августа 1900 года крейсер вывели из Норфолка и отбуксировали для дальнейшего восстановительного ремонта в Портсмут., куда он и был доставлен 29 августа [2].

В Портсмуте провели повторный тщательный осмотр, закончившийся 6 февраля 1901 года, было решено переоборудовать крейсер в мореходное учебное судно. Стоимость всех предполагаемых работ оценивалась в 316.438 долларов. Завод подготовил план проведения работ, который, помимо прочего, включал пункт об удалении с корабля всех деревянных деталей. Работы предполагалось начать сразу же,

16 февраля и закончить 1 июля следующего года. Однако фактически к ним приступили только 13 мая. В мае же с крейсера демонтировали его старые машины и котлы, взамен которых позже установили четыре цилиндрических котла с крейсера “Raleigh” и заново заказанные машины по типу “Hartford" [3, стр.46].

Однако все работы производились настолько медленно, что морское командование успело изменить намерения в отношении крейсера, и 10 декабря 1902 года правление верфи получило указание о переоборудовании корабля в несамоходный корабль-склад [2]. Тем не менее, темпы работ не изменились и переобородувание проходило по прежнему очень медленно. А, например, в течение четырех месяцев летом 1903 года их вообще приостановили из-за нехватки рабочих [3, стр.46]. Закончилось перестройка корабля лишь к 1905 году.

21 мая 1905 года буксир “Constellation” отвел корабль из Портсмута в Ньюпорт (штат Род-йленд). Позже крейсер перевели в Бостон, еще позднее в Нью-Арк, где бывший крейсер нходился до 1912 года.

В начале сентября буксир “Poluxent” и угольщик “Lebadon” вновь отбуксировали “Mercedes” к заводу в Норфолке. Предстояла новая переделка крейсера - на этот раз в блокшив. 30 сентября 1912 года корабль перевели в Аннаполис [2], где в качестве блокшива он заменил там “Hartford” - легендарный флагман адмирала Фаррагута [1, стр.36]. К этому времени “Mercedes” сохранила лишь две свои мачты, а вместо демонтированной надстройки в ней устроили казармы. 17 июля 1920 года кораблю был присвоен бортовой номер “IX-25”, как неклассифици-руемому вспомогательному судну [2].

Летом 1920 года испанская эскадра с визитом дружбы посетила ряд портов Северной Америки, зашла она и в Аннаполис. Когда испанский линкор “Alfonso XIII” салютовал американцам, то с бывшей “Mersedes” раздались ответные залпы. В время салюта, в течение короткого времени над кораблем внова поднялся испанский флаг. До 1940 года корабль использовался для содержания гардемаринов, которых вместе с пищей и водой, раз в два месяца отправляли на борт старого корабля. Крейсер никогда не рассматривался как “гауптвахта”, о чем иногда упоминается в литературе. Гардемарины находились на нем для выполнения разнообразных упражнений и для повторения на плаву пройденных уроков.

С 5 сентября 1940 года главная функция бывшего корейсера состояла в использовании ее как жилья для завербованного на военную службу персонала, прикомандированного к Военно-Морской Академии и Командирским Курсам. Так как офицеры обеспечивались квартирами на борту старого корабля для проживания со всем семейством, бывшая “Reina Mercedes", таким образом, стала единственным американским кораблем на котором разрешалось проживание посторонних лиц.

Пять раз, в 1916, 1927, 1932, 1939 и в 1951 годах старый, обветшавший корпус ремонтировался, для чего судно покидало свое место стоянки и проходило очередное переоборудование на судостроительном заводе в Норфолке. Очередной текущий ремонт в 1957 году оценивался настолько дорого, что его решили не производить. 6 сентября 1957 года старый корабль был исключен из списков флота. А уже 6 ноября, после разукомплектации в Аннаполисе, продан на слом балтиморской фирме “Boston Metals Со” [2].

Таким образом, “Reina Mercedes" находилась в эксплуатации около 70 лет - срок уникальный для испанского флота.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Aguilera A. "Alfonso XII", “Reina Cristina" у "Reina Mercedes", Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.33-36.

2.    “Reina Mercedes", The Dictionary of American Naval Fighting Ships, Vol.VI, (R - S).

3.    St.Hurbert Ch de, Zaforteza C.A. “The Spanish Navy of 1898", Part 1, “Warship International”, 1/1980, p.39-60.

4.    Wilson H.W. "The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War”, London, Sampson Low, Marston & Co, 1900, 454 p.

5.    “Крейсер 1-го класса “Reina Cristina", “Военные флоты и морская справочная книжка на 1899 год", Спб, Типография Э.Гоппе,

1899, стр.377-378.

6.    Жилинский Я.Г. “Испано-американская война. Отчет командированного по высочайшему повелению к испанским войскам на

остров Куба”, Спб, Экономическая типолитография, 1899, 260 с.