Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 04. Летающая лодка Дорнье ''Валь''

Под залпы второй мировой

Когда в сентябре 1939 г. началась вторая мировая война, DoJ продолжали состоять на вооружении ВВС Голландской Ост-Индии. Нидерланды придерживались нейтралитета, но патрулирование территориальных вод и воздушного пространства как метрополии, так и колоний усилилось. Из гидросамолетов Дорнье «Валь» сформировали две авиагруппы (GVT) по три машины в каждой. Их разместили в Пулу-Самбу и на о. Амбон. Остальные самолеты оставались в Морокрембангане. К этому времени все гидропланы итальянской постройки были уже списаны, в строю остались только машины, изготовленные «Авиоландой», да и то не все — сказывались аварии и малая обеспеченность запасными моторами.

К моменту начала войны на Тихом океане в декабре 1941 г. в строевых эскадрильях самолеты DoJ заменили на Do24K, строившимися по лицензии «Авиоландой» и американскими «Каталинами». Но десять DoJ еще продолжали использоваться как транспортные и учебные. Все они находились в Морокрембангане. Один Дорнье «Валь», предположительно D41, был сбит японским истребителем 3 февраля 1942 г., другой, D42, сожжен 2 марта при авианалете. Судьба остальных самолетов неизвестна — то ли их уничтожили при отступлении сами голландцы, то ли захватили японцы, но не использовали из-за явной устарелости и отсутствия запчастей. Во всяком случае, среди остатков ВВС Голландской Ост-Индии, эвакуированных весной 1942 г. в Австралию, ни одной машины DoJ не числилось.

Приняли участие в войне и гидропланы Дорнье «Валь» югославской морской авиации. Первую машину такого типа Югославия приобрела в июне 1927 г. От гидросамолетов, изготовленных по заказу СССР, ее отличало только вооружение — две турели «Виккерс» со спаренными пулеметами калибра 7,69 мм с боезапасом 3000 патронов. Поскольку предполагалось использовать самолет в первую очередь как бомбардировщик, то предусматривалась подвеска четырех 250-кг бомб. Этот самолет служил как командирский в 20-й гидроэскадрилье 2-й авиагруппы и получил бортовой номер «200».

В 1931 г. в Италии купили еще шесть гидропланов DoJ типа MF.5 в военном варианте с французскими моторами Гном-Рон «Юпитер» (лицензия фирмы «Бристоль»), мощностью по 480 л, с. Вооружение установили аналогичное первой машине, но бомбодержатели крепились к фюзеляжу на съемных фермах, а не на пилонах. Парк югославской гидроавиации пополнился в 1935 г. самолетом с моторами BMWVI и в 1936 г., когда через посредничество Швейцарии приобрели три лодки немецкой постройки типа Do 15, но с вооружением югославского образца и французскими двигателями Испано-Сюиза Hsl2Ydrs (860 л. с).

Самолеты Дорнье «Валь» эксплуатировались как бомбардировщики, морские разведчики, транспортные и учебные. В военных мастерских впоследствии по крайней мере одну лодку (с бортовым номером «259») переоснастили английскими двигателями Роллс-Ройс «Кестрел».

После начала войны Италии с Грецией гидросамолеты осуществляли патрулирование Адриатического моря в приграничных районах. В качестве передовой базы при этом использовалось специально оборудованное судно «Змай».

К моменту нападения Италии и Германии на Югославию в апреле 1941 г. в строю находились все 11 машин. Четыре входили в 26-ю эскадрилью 3-й гидрогруппы на о. Крапанье и семь — в 21-ю эскадрилью 2-й группы в Гжановаце.

В первый же день войны итальянские ВВС подвергли бомбовому удару самолеты 21-й эскадрильи, находившиеся в этот момент в Доброте (Котор-ский залив) и повредили часть машин. 9 апреля итальянские истребители CR.42, атаковав базу 26-й эскадрильи на Крапанье, вывели из строя большую часть летающих лодок. Два самолета 10—11 апреля сумели подняться з воздух и перелететь в Кумбор. С остальных сняли пулеметы, использовав их для противовоздушной обороны базы.

Шесть югославских гидросамолетов типа Дорнье, так и не сделавших ни одного боевого вылета, захватили наступавшие итальянские войска. У новых хозяев интереса они не вызвали и пошли на слом.

После начала Великой Отечественной войны из состава гражданского воздушного флота стали выделять авиагруппы, придаваемые фронтам и флотам для вспомогательных целей, в основном для перевозки личного состава и грузов. Одна такая группа, 2-я особая, 1 августа была сформирована на Северном флоте под командованием полковника И. П. Мазурука. Материальную часть она получила, в основном, из полярной авиации. В группе сначала имелись два самолета Дорнье «Валь», з сентябре (по воспоминаниям служившего там В. Я. Андреева) их число увеличилось до четырех. Командирами экипажей являлись летчики Попов, Михельсон, Стрельцов и Сурнин. Самолеты вооружили двумя пулеметами ШКАС — один на передней турели, другой на задней.

Машины Дорнье «Валь» вели ледовую разведку, перевозили грузы, осуществляли противолодочное патрулирование (с бомбовой нагрузкой). Осенью 1941 г. три ДВ (пилотов Попова, Ми-хельсона и Сурнина) базировались в губе Белушьей. Самолет Сурнина не вернулся с боевого патрулирования, а машина Михельсона разбилась, при этом погиб весь экипаж. По всей видимости, лодки Дорнье эксплуатировались на Северном флоте до конца 1941 г.

На Тихоокеанском флоте в ноябре 1941 г. сформировали 132-ю смешанную эскадрилью. В нее вошли четыре самолета Дорнье «Валь» из полярной авиации, три разведчика МБР-2 из авиации погранвойск НКВД И три бомбардировщика СБ, переданных из ВВС Тихоокеанского флота.

Так завершилась почти четвертьвековая служба летающих лодок Дорнье «Валь».

Основные тактико-технические данные летающих лодок 1920-х и начала 30-х годов

Тактико-технические данные

Тип самолета, год выпуска

DoJ Bos 1928 CAMS 55-1 1928 Латам 43НВЗ 1924 Халл РН-1 1931 Супермарин
«Саут-гемп-тон» 1925
Шорт «Сингапур» 1927 Савойя S.62
1927
SIAI

S.55X 1932

Тип двигателей BMW VI Гном-Рон GR9kbr Лоррэн-Дитрих R-1820-86 Нэпир «Лай-он» V Роллс-Ройс «Кондор» Изотта-Фраски-ни «Ас-со» Изотта-Фраски-ни «Ас-

со» 750RS.40

Мощность двигателей, л. с. 2x600 2x550 2x400 2x620 2x450 2x650 1 х800 2x910
Размах крыла, м 22,5 20,4 22,5 22,2 22,9 31,0 15,5 24,0
Площадь крыла, м2 96,0 114,3 125,0 103,7 133,0 - 69,5 92,0
Масса пустого самолета, кг - 4830 3600 3740 3980 - - 5750
Полетная масса, кг 7120 7900 5400 7030 6640 9000 4100 10 750
Максимальная скорость, км/ч 197 200 160 215 174 200 225 282
Крейсерская скорость, км/ч 144 155 125 - - - - 233
Практический потолок, м 3300 2600 5000 3500 3200 - 4600 5000
Дальность полета, км 750 1500 840 2975 1000

1500

- 4500
Экипаж, чел. 4 5 - 4 6 - 3 5—6
Вооружение:
пулеметы
бомбовая нагрузка, кг

4
820

4
150
4
400
4
-
3
500
3
-
2
500
4—8
800