Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 04. Летающая лодка Дорнье ''Валь''

Второе поколение

В 1930 г. Клод Дорнье, конструкторское бюро которого тогда размещалось в Аль-тенрейне (на швейцарском берегу Боденского озера), провел первую крупную модернизацию DoJ. В результате появился DoJII.wih «восьмитонный» «Валь». Внешне гидросамолет изменился мало — носовую часть немного удлинили и слегка изменили ее обводы. Теперь в фюзеляже имелись два пассажирских салона: передний на восемь человек и задний — на шесть. Экипаж состоял из трех человек — двух пилотов и радиста.

Крыло и горизонтальное оперение приобрели округлые законцовки, за счет чего при той же площади размах увеличился до 23,2 м. Вертикальное оперение стало иметь вид скругленного треугольника. На руле поворота ввели триммер. При установке тех же моторов BMW VI изменился внешний вид мотогондолы: исчезли громоздкие радиаторы, замененные более современными установками туннельного типа. За счет усиления планера и увеличения запаса бензина (дополнительные баки установили в «жабрах») максимальная полетная масса выросла до 8 т.

Первый DoJ II поднялся в воздух 27 января 1931 г. Максимальная скорость полета возросла незначительно — до 225 км/ч, рабочий потолок снизился до 3000 м, но при этом значительно увеличилась пассажировместимость лодки, что обещало экономию в расчете на пассажиро-километр. С 1932 г. усовершенствованные самолеты Дорнье «Валь» начал выпускать завод в Манце-ле. Основным типом был DoJ II a Bos с моторами BMW VI, по одному экземпляру собрали DoJ II b Bos с BMW VII (700 л. с.) и DoJ II с Sas с двигателями Сименс Sh20 (лицензионный вариант мотора Бристоль «Юпитер» мощностью 540 л. с). На единственном DoJ II b Bos с номером D-2053 летчик фон Гро-нау в августе-сентябре 1931 г. совершил перелет Лист — Нью-Йорк через Исландию и Гренландию, а в июле 1932 г. рискнул облететь вокруг света. Фон Гронау и его экипаж побывали в Исландии, Гренландии, Канаде, США, Японии, Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Южной Европы. За 270 часов летного времени самолет преодолел 44 400 км.

«Восьмитонники» в небольшом количестве строили также в Италии под названием MF.5 (завод к тому времени был поглощен концерном ФИАТ и стал называться «Марина-ФИАТ»). Итальянские машины отличались установкой двигателей Изотта-Фраскини «Ассо»

шину осматривали, при необходимости ремонтировали, дозаправляли горючим и маслом на оставшийся путь. Катапульта использовалась потому, что самостоятельно взлететь с таким весом Дорнье «Валь» практически не мог.

Для старта с катапульты переоборудовали два самолета — «Монсун» и «Пассат», принадлежащие авиакомпании

или ФИАТ A.22R. В Испании фирма CASA изготовила три самолета DoJ II для авиакомпании LAPE. Они комплектовались двигателями «Лайон».

В 1932 г. возник проект организации регулярного почтового сообщения через Южную Атлантику. Для него фирма «Дорнье металльбаутен» разработала катапультный вариант DoJ П. Планер еще раз усилили, лодку перекомпоновали, заменив пассажирские салоны грузовыми отсеками, установили дополнительные бензобаки. Экипаж увеличился до четырех человек. При этом полетная масса возросла до 8500 кг.

В качестве плавучей базы, на которой монтировалась паровая катапульта фирмы «Хейнкель», использовали пароход «Вестфален», занимавший позицию на полпути между Наталем в Бразилии и Батерстом в Африке. Перевозивший почту самолет садился возле плавбазы, а затем заруливал на специальный фартук за ее кормой. Оттуда лодку краном поднимали на тележку катапульты. Ма-

«Люфтганза». 6 июня 1933 г. «Монсун» впервые катапультировали с борта «Ве-стфалена» с грузом почты. Он благополучно достиг Наталя. После еще нескольких пробных полетов в феврале 1934 г. «Люфтганза» официально открыла южноатлантическую почтовую трассу.

Но вскоре «восьмитонные» машины на этом маршруте сменились «десятитонными», DoJ II f bos, имевшими увеличенный до 27,2 м размах крыла, поддерживаемого дополнительными подкосами, редукторные моторы BMW VIU (750 л. с.) и полностью закрытую пилотскую кабину. Эти самолеты также строились в Манцеле. Запас горючего у них достигал 4720 л, что увеличило дальность полета до 3600 км — более чем в полтора раза по сравнению с DoJII a Bos. Первый из «десятитонников» поднялся в воздух 3 мая 1933 г. Этот тип иногда еще называли «Валь-33».

Теперь плавбаз стало две — «Вестфален» и «Швабенланд», один пароход

стоял на якоре у берегов Бразилии, другой — у западного побережья Африки. С 1934 г. «десятитонники» приступили к полетам на южноатлантической линии. С июля рейсы совершались уже еженедельно, а с марта следующего года начались ночные полеты. В декабре 1936 г. самолеты Дорнье «Валь» ь двухсотый раз пересекли Атлантику. Всего «Люфтганза» имела шесть «десятитонных» DoJ. Они эксплуатировались до начала второй мировой войны.

Зимой 1938—1939 гг. плавбаза «Швабенланд» с двумя самолетами — «Пассат» и DoJ II f Bos «Бореас» участвовала в германской антарктической экспедиции. Для этого «Пассат» оборудовали закрытой кабиной.

В 1938 г. один DoJ II a Bos («Самум») продали в Данию, где его переименовали в «Перссуак» и использова-

ли для экспедиции в Гренландию, организованную профессором Лауге-Ко-хом. С самолета проводилась аэрофотосъемка труднодоступных районов острова, совершались и полеты для поиска новых земель.

Последней модификацией гидросамолета стал военный «Милитер-Валь-33». Разработанный на базе «восьмитонной» машины, он имел крыло размахом 23,2 м с чуть округленными за-концовками и моторы BMW VIE 7,3. Хвостовые рули получили современную статическую и динамическую балансировку без выступавших из плоскостей аэродинамических компенсаторов. Вооружение самолета, получившего обозначение DoJ II d, впоследствии Dol5, состояло из трех 7,9-мм пулеметов MG15, один из которых установили над носовым отсеком, а два других, каждый на своей турели — в хвостовой части. Задние турели размещались асимметрично, что позволяло сосредоточить на один борт огонь из обоих стволов. Поскольку основным назначением Dol5 являлась дальняя разведка, его бомбовая нагрузка не превышала 200 кг. Экипаж состоял из четырех человек (два пилота, штурман и радист). Первый полет Dol5 состоялся 3 мая 1933 г.

С конца 1933 г. новый гидросамолет начал поступать (пока без вооружения) в испытательный центр Травемюнде и другие секретные учебные части будущих ВВС Германии — Люфтваффе. К концу 1934 г. число Dol5 достигло 16 единиц, а в феврале следующего года Г. Геринг официально объявил о воссоздании военной авиации в Германии. К сентябрю* в составе Люфтваффе сформировали эскадрилью дальней разведки «Лист», вооруженную летающими лодками Дорнье. В июле 1936 г. эту эскадрилью переименовали в 2/Ku.Fl.Gr.l06, т. е. 2-ю эскадрилью 106-й береговой группы. Всего Люфтваффе получили тридцать Do 15, после чего производство самолетов Дорнье «Валь» в Манцеле прекратили.

Do15 оставались на вооружении эскадрильи до 1938 г., когда начали заменяться более современными Do18, но отдельные машины еще застали начало второй мировой войны. Согласно некоторым источникам, гидросамолеты Дорнье «Валь» принимали участие в патрулировании Северного моря в сентябре 1939 г. Как учебные и вспомогательные, Dol5 сохранялись в строю Люфтваффе до конца 1940 г.

 

 

Профиль золото 3м ABS пог м