Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 04. Летающая лодка Дорнье ''Валь''

Лицензионное производство

Первой собственное производство летающих лодок Дорнье попыталась наладить Япония. В 1924 г. фирма «Кавасаки кокуки когио» приобрела лицензию на

 

ло явно недостаточно, а предполагаемые новые закупки за рубежом вызывали недовольство в стране, выход нашли в организации лицензионного производства. Для постройки лодок Дорнье создали специальную фирму «Ави-оланда маатшаппии воор влиегтуигбо-ув», ставшую первым в стране предприятием, освоившим технологию цельнометаллического самолетостроения.

Для производства был выбран проект с моторами* Лоррэн-Дитрих 12ЕЬ. С целью освоения процесса сборки в Италии купили три самолета в разобранном виде без моторов. Первый из них, получивший индекс D6, поднялся в воздух в ноябре 1927 г. К началу 1929 г. полностью изготовили уже девять самолетов, через год — еще восемь. В 1930 г. завод начал производство усовершенствованной модели, названной «тип F», с моторами Лоррэн «Курлис» мощностью 660 л. с. Всего с

изготовление самолетов Дорнье «Валь» гражданского варианта и, в качестве образца, самолет заводской № 32, построенный в Марина-ди-Пиза. Немного позднее японцы приобрели еще одну машину, заводской № 59, в виде комплекта узлов. Самостоятельно на заводе «Кавасаки» в Кобэ удалось выпустить только два гидроплана, заказанных авиакомпанией «Нихон коку юсо кайся». От других пассажирских модификаций японские лодки внешне отличались переносом пилотской кабины вперед, а пассажирского салона — назад, так что он располагался между кабиной и стойками центроплана. В конце 1920-х — начале 1930-х годов эти самолеты обслуживали линию на Шанхай.

Совершенно иные цели преследовали Нидерланды, которым летающие лодки Дорнье требовались для военных операций в Ост-Индии. Так как купленных в 1926 г. пяти гидросамолетов бы-

1928 по 1932 г. «Авиоланда» изготовила 41 самолет Дорнье «Валь», включая три собранных из итальянских узлов и шесть «типа F».

Первые 14 лодок голландской постройки доставили в Ост-Индию морем, а три следующих, D21, D22, D23 отправились по воздуху. Группу вел лейтенант В. Тетенбург. 3 апреля самолеты покинули базу Де Мок. Маршрут протяженностью около 15 600 км пролегал через Бордо, Марсель, Неаполь, Афины, Александретту, Сирию, Багдад, Карачи, Бомбей, Тринкомали и завершался в Сабанте, куда D21 и D23 прибыли 15 мая. Лодка D22 разбилась в Ираке, ударившись при взлете о подвесной мост через реку Тигр. По мере сдачи ВВС в Голландскую Ост-Индию перебазировались все машины Дорнье «Валь».

Основной базой гидросамолетов являлся Морокрембанган, а для действий в отдаленных районах архипелага использовалась плавбаза «Кастор», замененная впоследствии более современным кораблем «Поолстер». Основной задачей летающих лодок являлась дальняя разведка. Группами по три самолета, они обеспечивали слежение за передвижением флотов других стран, летая к берегам Бирмы и Филиппин. На учениях отрабатывалось нанесение бомбовых ударов по сухопутным и морским целям. Однажды голландские летчики совершили и боевой вылет, когда в январе 1933 г. произошло восстание на крейсере «Де Зевен Провинсиен», находившемся у берегов Суматры. 10 февраля гидросамолет Дорнье «Валь» атаковал корабль в проливе Зунда. Попавшей в мостик крейсера бомбой было убито девятнадцать, тяжело ранено одиннадцать (из них четверо позднее умерли) и легко ранено семь человек.

С 1938 г. летающие лодки Дорнье «Валь» начали заменяться в Ост-Индии трехмоторными гидропланами Do24K, также строившимися фирмой «Авиоланда» по лицензии Дорнье. Тем не менее DoJ оставались к началу второй мировой войны в составе ВВС и приняли в ней участие.

Следующей страной, купившей лицензию на самолет Дорнье «Валь», стала

ГШ

Испания. Летающие лодки там строила фирма «Конструксьонес аэронаутикас сосьета анонима» на заводе в Кадисе. Первый самолет изготовили в 1928 г., а всего выпустили 19 машин, включая три пассажирские по типу DoJ II. Военные гидропланы оснащались двигателями Элизальде А.5, являвшимися лицензионным вариантом французского мотора Лоррэн-Дитрих 12ЕЬ (450 л. с). Испанские машины также имели, подобно поставлявшимся в СССР, удлиненную хвостовую часть с автоматическим швартовочным замком и измененное вертикальное оперение. Бомбодержатели крепились к фюзеляжу съемными фермами. Самолеты, собранные в Кадисе, предназначались Испании.

Эти машины получили группа 10 в Мелилье и группа 6 в Лос-Алькасаресе, где они частично сменили более старые итальянского производства. В 1934 г. уже упоминавшийся Рамон Франко осуществил групповой перелет 13 гидропланов из Лос-Алькасареса в Мелилью.

К началу гражданской войны (июль 1936 г.) в строю испанской авиации имелось 15 лодок DoJ. На стороне республиканского правительства осталось пять боевых машин и два пассажирских, гидросамолета компании LAPE. Из-за значительного износа моторов эти гидропланы мало применялись в боевых операциях, хотя в начале войны привлекались к патрулированию побережья и разведке в Средиземном море, а также использовались как ночные бомбардировщики.

На стороне франкистов оказались десять гидросамолетов, в их числе по крайней мере одна машина итальянской постройки. DoJ переоборудовали под более мощные итальянские двигатели Изотта-Фраскини «Ассо» и свели в группу 1-G-70. С октября 1936 г. лодки Дорнье участвовали в блокаде республиканских портов в Кантабрийском заливе, действуя, в большинстве случаев как дальние разведчики без бомбовой нагрузки. Использовали их и для переброски войск и грузов из Марокко в Испанию. В ноябре группу перевели из Кадиса частично в Алькудию, а частично на о. Майорка. В авиации Франко самолеты Дорнье «Валь» прослужили до конца гражданской войны.

В послевоенный период в строй вошли отремонтированные и модернизированные машины из ВВС Испанской республики. В 1940 г. в Гран-Канариа (Канарские острова) базировалась 54-я эскадрилья, имевшая в своем составе 14 самолетов DoJ. По крайней мере одна лодка числилась в 1942 г. в списках 51-й эскадрильи в Мелилье. Известно, что последний Дорнье «Валь» списали в Испании 25 сентября 1950 г., что стало рекордом продолжительности службы летающих лодок семейства DoJ.

Имеются сведения и о строительстве гидросамолетов Дорнье «Валь» в Советском Союзе. Впервые сборка летающих лодок Дорнье из частей, поставляемых из-за границы, была предложена еще в 1,925 г. украинскому предприятию «Ук-рвоздухпуть», которое, создавая сеть своих линий, тесно сотрудничало с фирмой «Дорнье металльбаутен», поставлявшей ему свои самолеты «Комет». Предполагалось собирать гражданские лодки с моторами «Игл» для использования на пассажирских линиях в Причерноморье, в частности, на трассе Одесса — Стамбул. Однако согласия Москвы на создание подобного предприятия по каким-то причинам получено не было.

Вместе со второй партией летающих лодок в СССР доставили хорошо оснащенную авиаремонтную мастерскую, специально предназначенную для работ с самолетами этого типа. Из Германии привезли станки, инструмент, различные заготовки и полуфабрикаты. Впоследствии оборудование мастерской существенно дополнили, изготовили стапеля для сборки лодок и разместили все это хозяйство на авиаремонтном заводе № 45 в Севастополе, занимавшемся ремонтом и переоборудованием морских самолетов. Через некоторое время на предприятии начали сборку крупных узлов из деталей, изготовленных в СССР; часть заказов передавалась на другие заводы.

При попытке перепрофилирования завода № 45 в самолетостроительный, ему, как имеющему опыт работы с цельнометаллическими конструкциями,, выдали заказ на постройку летающих лодок МТБ-1, спроектированных в ЦА-ГИ под руководством А. Н. Туполева. Однако уже в мае 1932 г. Глававиапром, исходя из производственных возможностей завода, направил в УВВС письмо, в котором говорилось: «Заданная заводу № 45... машина МТБ-1 заводом в производстве не освоена и, кроме того, не обеспечена производственными площадями... Спецсектор ГУ-АП (Главное управление авиационной промышленности. — Авт.) просит изменить в/заявку, заменив МТБ-1 машиной ДВ в количестве 30 шт.»

Следов получения лицензии на постройку летающих лодок Дорнье в наших архивах пока не обнаружено. Документы ВВС говорят о том, что в 1932—1933 гг. авиация Черноморского флота получила с завода № 45 несколько самолетов ДВ. Но уверенно говорить о том, что это вновь построенные машины, а не прошедшие капитальный ремонт или модернизацию (начатую как раз в 1931 г.), пока нельзя. К приводящейся в большинстве источников информации об изготовлении в СССР шести гидросамолетов Дорнье «Валь» с моторами М-17Б (лицензионной копией двигателя BMW VIE 6,0) следует относиться с определенной долей осторожности.