Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

«Каталина» без оружия

Попытки внедрить «Модель 28» в гражданской авиации эпизодически имели место с начала ее серийного производства, однако за весь довоенный период фирме «Консолидейтед» удалось продать только семь небоевых летающих лодок. В ходе войны авиакомпаниям некоторых стран, эксплуатировавшим линии, которые имели важное стратегическое значение, выделялись обычные лодки военного варианта со снятым вооружением. Так, австралийская компания «Куантас эйруэйз» имела семь «Каталин», обслуживавших трассу Трин-комали (Цейлон) — Перт (Австралия), продолжительность полета по которой составляла до 30 часов, что даже для облегченной машины являлось пределом.

Лишь после войны, когда на рынке появились списанные из ВВС самолеты, «Каталина» стала проникать на гражданские авиалинии. 14 машин приобрели австралийские компании «Куантас эйруэйз» и «Барьер риф эйруэйз», в Новой Зеландии два самолета купила «Эйр Нью Зиленд».

Неприхотливые амфибии неплохо проявили себя на грузопассажирских линиях Аляски и Канады, где в то время бетонные полосы были редкостью, а также на островах Карибского бассейна.

Часть самолетов вновь оснастили поисковым оборудованием, но теперь уже мирного характера. Такими машинами пользовались геологи, геофизики, картографы, океанологи. Наиболее известным самолетом, применявшимся учеными, стала амфибия «Калипсо» II, участвовавшая в экспедициях Ж.Кусто и погибшая в 1979 г. под Лиссабоном.

Имелось немало оригинальных вариантов переоборудования «Каталины» для различных целей. В США и Канаде штучно или малыми сериями самолеты оснащались более мощными двигателями, например R-2600, на некоторых машинах изменялась компоновка кабин, оборудовались комфортабельные пассажирские салоны. На одной из машин PBY-5A, переоборудованной фирмой «Берд корпорейшн», установили два дополнительных двигателя Лайкоминг G-80-420. Увеличившаяся тяга позволила самолету, названному «Инновэйтор», развить скорость 320 км/ч. Дополнительные моторы имели реверс, что помогало сократить посадочную дистанцию.

В 1962 г. завод «Филд авиэйшн» в Торонто переделал 18 «Кансо»А в противопожарные самолеты 54Е. Подобные машины до сих пор эксплуатируются лесными пожарными в Канаде и США.

С момента, когда из цехов завода «Консолидейтед» в Новом Орлеане вышли последние машины типа PBY-6A, прошло около 50 лет. Теперь гидросамолеты «Каталина» можно увидеть только на воздушных парадах и в музеях различных государств мира. В нашей стране в Тюве, на Кольском полуострове, тоже обнаружен один из ГСТ — машина капитана В.И.Бойко из 118-го полка, сбитая немецкими истребителями 29 июня 1941 г. Будем надеяться, что и в России теперь появится «живая» «Каталина»...