Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

После войны

Производство «Каталины» окончательно завершилось в мае 1945 г. За десять лет заводы США и Канады построили 3272 машины всех модификаций.

На вооружении флота США «Каталины» (в основном машины PBY-6A) оставались еще несколько лет. Эскадрилья VP-73 летала на них до 1947 г., а VP-39 — до 1949-го. В качестве дальних разведчиков и противолодочных самолетов «Каталины»к этому времени были полностью вытеснены колесными машинами и более совершенными летающими лодками «Маринер» и «Марлин», но использовались как спасательные до принятия на вооружение специальных амфибий Грумман SA-16 «Альбатрос». Последний PBY-6A из состава резерва морской авиации США списали 3 января 1957 г., а Береговая охрана сняла с вооружения последние амфибии этого типа в апреле 1954 г. ВВС армии США эксплуатировали самолеты типов OA-10, ОА-10А и OA-10В в спасательных эскадрильях до 1953 г.

В Великобритании «Каталины» окончательно сняли с вооружения в 1946 г., заменив гидросамолетами «Сандерленд», в Канаде — осенью 1945 г. В Австралии «Каталины» оставались на вооружении до 1953 г., в Новой Зеландии — еще дольше, до декабря 1956 г.

Еще в августе-сентябре 1941 г. завод фирмы «Консолидейтед» в Сан-Диего изготовил для ВВС голландской Ост-Индии 36 летающих лодок «Модель 28-5MN», аналогичных PBY-5 ранних серий. Вместе с английскими и американскими, голландские гидросамолеты безуспешно пытались остановить японское наступление; в конце концов девять лодок эвакуировались на Цейлон, где из них сформировали 321-ю эскадрилью британских ВВС, воевавшую далее в составе Берегового командования, еще несколько летающих лодок совершили перелет в Австралию.

В декабре 1945 г. 321-я эскадрилья, сохранив свой английский номер, вернулась в воссозданные ВВС Нидерландов, имея на вооружении машины PBY-5A и четырехмоторные бомбардировщики «Либерейтор». В 1946 г. эскадрилью переименовали в OVTS и разместили на острове Ява, где она приняла участие в колониальной войне с индонезийскими повстанцами. После провозглашения независимости Индонезии эскадрилью, вновь ставшую 321-й, перевели на остров Биак в Западном Ириане, остававшемся голландской колонией. На вооружении этой воинской части «Каталины» находились до 1957 г.

На территории самих Нидерландов два гидросамолета PBY-5A, использовавшиеся как спасательные и учебные, имела в 1953 — 1957 гг. 8-я эскадрилья.

Самолеты, снятые с вооружения в США, Канаде, Великобритании и Австралии, в конце 40-х — начале 50-х годов приобретались военно-воздушными силами многих стран мира. Норвегия после войны выкупила у Великобритании авиационную технику 333-й эскадрильи и сохраняла гидросамолеты «Каталина» на вооружении до 1955 г. Несколько амфибий служили с 1955 г. в эскадрилье 2S французской морской авиации. В 1952 г. две машины PBY-5A купил в США Израиль. Эти гидросамолеты патрулировали прибрежные районы Средиземного моря до конца 50-х годов и участвовали в войне с Египтом в 1956 г. Такие же машины получили при своем создании, в качестве помощи от США, японские силы самообороны. Дания приобрела у Канады восемь амфибий в 1947 г. и еще столько же — в 1957 г. Оснащенная ими 721-я эскадрилья обеспечивала связь с Гренландией и обслуживала научные и метеорологические станции на этом острове. Последняя датская «Каталина» окончила службу в мае 1970 г.

В конце 40-х годов самолеты PBY-5A приобрела и Швеция. Летающие лодки патрулировали Балтийское море, нередко нарушая воздушное пространство Советского Союза. 13 июня 1952 г. два патрульных МиГ-15 перехватили и сбили один из шведских гидросамолетов.

Много машин по программам военной помощи США направили, в начале 50-х годов в Латинскую Америку. В Бразилии самолеты PBY-5A до 70-х годов

служили как транспортные и патрулировали притоки Амазонки. Столь же долго эксплуатировались в Аргентине бывшие канадские машины «Кансо»А, выполнявшие в основном функции спасателей. В 1947 г. самолетами PBY-5A укомплектовали одну эскадрилью колумбийских ВВС; эти амфибии находились в строю по крайней мере до 1958 г. Такие же машины в том же 1947 г. прибыли в Перу, примерно в это же время американские амфибии появились и в Мексике. В 1952 г. ими вооружили ВВС Доминиканской республики.

После признания Нидерландами независимости Индонезии и эвакуации голландских эойск, по условиям договора в стране осталась часть военной техники. В июне 1950 г. индонезийские ВВС получили звено амфибий, развернутое в 1955 г. в эскадрилью, она сохраняла на вооружении гидросамолеты «Каталина» до 1958 г.

Последним вооруженным конфликтом, в котором участвовала летающая лодка «Каталина» стала, по-видимому, высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос в апреле 1961 г. В составе ВВС, которыми ЦРУ снабдило «бригаду 2506» имелся один невооруженный самолет этого типа.