Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

Совершенствуясь в боях

Вскоре после начала второй мировой войны конгресс США принял закон о нейтралитете, одним из положений которого стало объявление 200-мильной оборонительной зоны, где вооруженные силы осуществляли патрулирование и могли атаковать субмарины, идущие в подводном положении. «Нейтралитет» Соединенных Штатов имел явно антигерманскую направленность - ведь именно немецкие лодки атаковывали английские суда, перевозившие оружие и военное снаряжение, у побережья США.

Гидросамолеты «Каталина» приняли в патрулировании, радиус которого вскоре вышел далеко за пределы 200-мильной зоны, самое активное участие. В мае машины эскадрилью VP-52 привлекли к поискам «Бисмарка», а в августе американские «Каталины» прикрывали, с баз в Исландии, Гренландии и на Ньюфаундленде, практически всю трассу движения конвоев из США в Англию. Здесь оружие разрешалось применять только с целью самообороны, поэтому информация об обнаружении очередной подводной лодки передавалась в эфир открытым текстом, который принимали английские корабли и самолеты.

Массовый выпуск самолетов модификаций PBY-5 и PBY-5A дал возможность модернизировать парк гидроавиации. К декабрю 1941 г. «Каталинами» удалось оснастить 25 эскадрилий, из них 14— моделями PBY-5 и PBY-5A, a PBY-1 из строевых частей перевели в учебные и транспортные подразделения.

В начале 1941 г. по соглашению о военном сотрудничестве из Великобритании доставили образцы радиолокатора ASV, предназначенного для поиска надводных целей. Испытания провели на гидросамолете PBY-2, в середине июля из эскадрилий VP-71, VP-72 и VP-73 выделили по одному самолету для монтажа РЛС, а с середины сентября началось массовая установка радаров на самолетах 7-го авиакрыла. Вместе с РЛС на вооружение поступили и английские системы опознавания «свой-чужой» типа R3003. Осенью 1941 г. морская авиация получила еще одно средство обнаружения подводных лодок - детектор магнитных аномалий. В целом американская гидроавиация к началу войны на Тихом океане была существенно усилена количественно и качественно, при этом около 90 процентов парка машин составляли гидросамолеты типа «Каталина».

В первые же дни войны в зоне боевых действий оказались 1 -е авиакрыло, базировавшееся в Канеохэ, 2-е авиакрыло в Перл-Харборе и 10-е авиакрыло на Филиппинах. Неожиданная бомбардировка Перл-Харбора дорого обошлась не только кораблям флота США, но и морской авиации. Три эскадрильи на базе Канеохе потеряли сразу 27 гидросамолетов PBY-5, еще шесть машин получили повреждения. Только три машины, улетевшие на патрулирование до начала налета, избежали этой участи. На острове Форд дислоцировались четыре эскадрильи, имевшие в общей сложности 27 самолетов PBY-3 и 18— PBY-5. Здесь потери также оказались велики: целиком вышла из строя эскадрилья VP-22, разбомбленная на слипе. Только на Филиппинах самолеты успели рассредоточить по небольшим бухтам, и поэтому они не пострадали от налетов в первый день войны. Наибольшие потери это авиакрыло понесло 11 декабря, когда вражеские истребители атаковали гидросамолеты на стоянке в Олонгапо. Хотя при этом и удалось сбить два японских «Зеро», все семь стоявших на якорях лодок затонули. После этого 10-е авиакрыло начало отступление с Филиппин на юг. В начале марта 1942 г. четыре уцелевших самолета добрались до Австралии.

Сравнительные данные различных модификаций летающей лодки "Каталина"

Модификация Размах крыльев, м Длина, м Двигатели: количество

X

мощность, л. с.

Масса пустого самолета, кг Масса полетная,

кг

Максимальная скорость, км/ч Практический потолок, м Дальность полета, км
XP3Y-1 31,7 19,3 2x800 5672 8978 270 5669 3312
XPBY-1 31,7 19,3 2x900 5893 294 7315 3376
PBY-1 31,7 19,8 2x900 6607 12882 283 6370 3384
Модель 28-2 31,7 19,8 2x876 6570 12000 297 7650 5487
ГСТ 31,7 20,6 2x950 6670 12250 329 5500 4500
PBY-2 31,7 19,8 2x900 6603 12882 284 6431 3410
PBY-3 31,7 19,8 2x900 6753 13608 305 7437 3480
PBY-4 31,7 19,8 2x900 7632 13608 315 7345 3312
Модель 28-5 31,7 19,8 2 х 1200 6590 318 7224 6272
XPBY-5A 31,7 19,8 2x900 7872 307 6157
PBY-5 выпуска 1941 г. 31,7 19,4 2х 1200 7887 15422 320 6583 3144
PBY-5 выпуска 1943 г. 31,7 19,4 2х 1200 8517 16171 312 5395 4560
PBY-5A 31,7 19,4 2х 1200 9478 16012 286 4480 4072
PBY-6A 31,7 19,2 2х 1200 9736 15686 284 4398 4056
PBN-1 31,7 19,7 2 х 1200 8743 16524 297 4602 4144
ОА-10А 31,7 19,4 2х 1200 9057 284 5395 3770
МП-7 31,7 20,6 2х 1000 6670 12250 277 5100 4500

Сравнение тактико-технических характеристик различных гидросамолетов периода второй мировой войны

Тип самоле та 46-2 (МДР-6) Breque Br 52-1 ( Saro London II Saro Lerwick Super-marine Stranraer Martin PBM-3D Mariner Blohm und Voss BV 138 С Consolidated PBY-5A Catalina
Страна СССР Франция Великобритания Великобритания Великобритания США Германия США
Размах крыльев, м 15,73 35,13* 24,40* 24,64 25,90* 35,99 26,93 31,70
Длина, м 14,68 20,48 17,30 19,40 16,67 24,38 19,85 19,40
Двигатели: количество

X

мощность, л. с.

2х 960 Зх 985 2х 960 2х 1375 2х 920 2х 1900 3x700 2 х 1200
Масса пустого, кг 4000 9480 5040 7800 5113 14700 8100 9478
Масса полетная, кг 6815 15000 9980 12950 8650 23900 14530 16012
Максимальная скорость, км/ч 365 245 250 345 265 330 284 286
Дальность полета, км 1250 2000 1750 1850 1610 3400 3300 4072
Практичес кий потолок, м 7800 6000 4300 5600 5000 2800 4480
Экипаж, чел. 3-4 8 6 6 6-7 8 5-6 7 — 9
Вооружение: число стволов X калибр, мм 2 х 7,62 1 х 20 4х 7,5 6 х 7,69 7 х 7,69 6 х 7,69 7 х 12,7 2x20 1 х 13 2х 12,7 2 х 7,62
Бомбовая нагрузка, кг 500 1600 1500 900 750 3600 600 1820

* верхнего крыла (биплан)

Для компенсации потерь первых недель войны пришлось вернуть в строевые части устаревшие PBY-1 и PBY-2, и они около года в ограниченных масштабах использовались на фронте.

Боевые операции на Тихом океане вскрыли целый ряд недостатков «Каталины». Большие размеры и малая скорость делали ее весьма уязвимой целью для истребителей и зенитной артиллерии противника. В то же время PBY-5 ранних серий не отличались высокой живучестью: например, при налете шестерки «Каталин» на японские суда в порту на острове Сулус в декабре 1941 г. погибли четыре самолета. Поэтому фирма «Консолидейтед» ввела в конструкцию PBY-5 ряд усовершенствований: на самолете появились протектированные бензобаки, бронеспинки у пилотов, стрелков в блистерах прикрыли пулеметные щитки; всего на самолете установили около 250 кг брони. С мая 1942 г. все машины стали комплектоваться радиолокаторами, устанавливались двигатели R-1830-92 с несколько улучшенными высотными характеристиками. В конце 1942 г. на серийных самолетах внедрили носовую турель «ЕуеЬаН» («глазное яблоко» — англ.) с двумя пулеметами «Браунинг» (боезапас 2100 патронов). Новые турели монтировались и на самолетах более раннего выпуска. Пневматические антиобледенители заменили более надежными тепловыми.

За все эти улучшения пришлось расплачиваться весом: если первые серийные PBY-5 имели полную массу 15,5 т, то теперь она возросла до 16,2 т. За счет этого максимальная скорость полета и практический потолок несколько уменьшились.

Всю войну большая часть «Каталин» ВВС США действовала на Тихом океане, от Аляски на севере до Австралии на юге. Именно гидросамолет PBY-5 из эскадрильи VP-44 3 июня 1942 г. обнаружил японский флот, идущий к атоллу Мидуэй. Той же ночью четыре «Каталины» нанесли по нему первый удар, торпедировав танкер.

Практически с самого начала войны «Каталины» действовали ночью, а в декабре 1942 г. на фронте появилась эскадрилья VP-12, специально подготовленная для ночных операций. Ее самолеты, окрашенные в черный цвет и прозванные «Черными котами», бомбили японские позиции и корректировали огонь артиллерии зо время боев на Соломоновых островах. Кроме VP-12, к регулярным ночным полетам привлекли еще пять эскадрилий.

Пик активности «Черных котов» пришелся на конец 1943 г. За два с половиной месяца этого года одна только эскадрилья VP-52 достигла прямых попаданий в два японских крейсера и три эсминца, потопила две подводные лодки и несколько торговых судов общим тоннажем около 10000 т.

Эффективность ночных операций способствовала усовершенствованию приборного оборудования «Каталин». На них установили автоматические радиокомпасы, радиовысотомеры и ряд других новинок.

Характерной чертой войны на Тихом океане стало широкое использование как американским, так и японским флотом плавучих баз гидросамолетов (по американской классификации - тендеров), обеспечивавших летающие лодки горючим, боеприпасами, ремонтной базой и местом для отдыха экипажей после полетов. Использование плавбаз увеличивало оперативность применения гидроавиации, экономило силы и средства. К началу войны флот США имел 26 таких кораблей, а за 1942—1945 гг. в строй вошло еще 16 больших и 37 малых тендеров. Большие плавбазы (водоизмещение 12—15тыс.т) могли обслуживать сразу две эскадрильи летающих лодок. Крупный ремонт осуществлялся на специальных площадках на палубе или в ангаре. Особенностью всех авиатендеров поэтому являлись мощные грузовые краны для подъема самолетов из воды. На открытых площадках могли разместится два—три самолета одновременно. Малые тендеры (водоизмещение около 2 тыс.т) могли обслуживать одну эскадрилью (из 15 самолетов по штату). Запасов авиабензина на таком корабле хватало примерно на 70 самолетовылетов с полной заправкой.

В Атлантическом океане основной функцией гидросамолетов «Каталина» являлась борьба с германскими подводными лодками, появившимися после объявления Германией войны США у американских берегов и атаковавших практически все встреченные суда. Против них пришлось задействовать силы армейской и морской авиации. Кроме уже имевшихся 5-го и 7-го патрульных авиакрыльев, на атлантическом побережье сформировали еще два — 11-е и 12-е, прикрывавших всю береговую черту страны и Карибский бассейн. В декабре 1941 г. «Каталины» эскадрильи VP-52 перебросили в Бразилию для осуществления контроля судоходных путей в южной Атлантике, а в ноябре следующего года, после вступления Бразилии в войну, там уже дислоцировалось 16-е авиакрыло. Другой конец судоходной трассы прикрывало из Марокко 15-е авиакрыло. Вместе с базировавшейся в Англии эскадрильей VP-63, оснащенной машинами PBY-5A с магнитными детекторами, оно впоследствии участвовало в создании «Гибралтарского барьера» - заслона на пути немецких подводных лодок из Атлантики в Средиземное море. Небольшая глубина пролива обеспечивала эффективное применение детекторов: 24 февраля 1944 г. эсминцы уничтожили обнаруженную «Каталиной» субмарину U-761, в марте подобная участь постигла еще одну лодку, при этом впервые в боевой обстановке использовалось новое оружие -ретробомбы (они же ретроракеты), отличавшиеся от обычных бомб наличием тормозного порохового ракетного двигателя. В момент сброса он тормозил бомбу, гася ее поступательную скорость. При расчетных скорости и высоте полета бомба падала точно в то место, над которым была сброшена. Под консолями «Каталины» размещались24 такие бомбы весом по 16 кг. Особенно эффективно использовались они в сочетании с детектором магнитных аномалий, поскольку последний четко фиксировал подводную лодку, только когда находился непосредственно над ней.

Однако в целом «Каталина» нуждалась в более серьезной модернизации. Новая модификация, получившая название PBN-1 «Номад», отличалась, в первую очередь, очертаниями днища лодки. Носовую часть удлинили и заострили; при этом жалюзи, ранее закрывавшие окно бомбардира, пришлось заменить створками на петлях. Первый редан стал косым, второй переместился более чем на метр назад, за ним появился и третий, изменилась форма подкрыльных поплавков. Все это существенно улучшило мореходность лодки и ее взлетно-посадочные качества. Совершенно новое оперение полностью решило проблему путевой устойчивости. Вооружение PBN-1 усилили по сравнению с PBY-5, смонтировав в носовой части турель с крупнокалиберным пулеметом, приводимую в движение гидроприводом.

Совершенствовалось и радиолокационное оснащение PBY-5. Устанавливавшиеся на американских лодках английские РЛС ASV Mk.II метрового и ASV МкШ дециметрового диапазонов сменились значительно более совершенными станциями сантиметрового диапазона, созданными в США. Многочисленные антенны заменила одна параболическая в каплевидном обтекателе за пилотской кабиной. Новая РЛС обладала большей дальностью и точностью, работая при этом на волнах, для которых противник еще не успел создать системы, предупреждающие о радарном облучении.

Производство PBN-1 на заводе в Филадельфии началось в феврале 1943 г., однако только 17 машин этого типа поступили в морскую авиацию США, все остальные передали по ленд-лизу Советскому Союзу.

Выпуск модификаций PBY-5 и PBY-5А тем временем продолжался. С марта 1944 г. гидросамолеты строились на заводе фирмы «Консолидейтед» в Новом

Орлеане. Именно там в январе 1945 г. освоили новую модификацию амфибии -PBY-6A. Этот вариант сочетал все особенности поздних серий PBY-5A с хвостовым оперением PBN-1. Всего до сентября 1945 г. выпустили 175 машин этой модификации. Аналогичное сочетание лодки PBY-5 с хвостом PBN-1 выпускалось под индексом РВ2В-2 («Каталина»VI) на заводе «Кэнедиэн Виккерс». Из 67 изготовленных самолетов этой модификации большую часть направили в Австралию, а остальные разделили ВВС Великобритании и спасательные эскадрильи ВВС армии США. Производство самолетов PBN-1 и РВ2В-2 завершилось в марте 1945 г., PBY-6A — в сентябре. На этом эволюция «Каталины» закончилась.