Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

Как «Каталина» стала «Каталиной»

Первые четыре года своего существования самолеты этого типа были известны только как PBY, или «Модель 28». Имя «Каталина» им дали в Англии, при покупке партии самолетов для королевских ВВС.

В ответ на официальное возрождение Люфтваффе в 1935 г. британская военная авиация начала стремительно расти и модернизироваться. Столь же быстро развивалось и Береговое командование ВВС, включавшее всю морскую авиацию берегового базирования, в том числе эскадрильи летающих лодок. Производственных мощностей английских заводов не хватало для обеспечения перевооружения королевских ВВС, поэтому в США направили закупочную комиссию для размещения заказов на американских самолетостроительных фирмах.

Так как новый английский двухмоторный гидросамолет «Лервик» оказался не очень удачным, комиссия заказала у фирмы «Консолидейтед» один экземпляр самолета, названный «Модель 28-5» - боевой PBY-4, но без пулеметов и бомбодержателей, оснащенный моторами гражданского образца типа R-1830-S1C3-C. В июле самолет прибыл в испытательный центр морской авиации в Феликстоу. Там машина прошла испытания, а затем опробовалась в трех эскадрильях Берегового командования. Тридцать серийных машин комиссия заказала в сентябре 1939 г., уже после начала второй мировой войны. Поскольку все модели боевых самолетов в Англии традиционно имели собственные имена, «Модель 28-5МЕ» назвали «Каталиной»!. Имя это вскоре стало популярным и в октябре 1941 г. его официально признали и в США.

Отличие «Каталины»1 от PBY-5 состояло в установке английского вооружения и оборудования. На самолете имелось шесть пулеметов калибра 7,69 мм: по два в боевых блистерах и по одному в передней и нижней установках (боезапас 1200 патронов на ствол). Предусматривались бронезащита стрелков в блистерах, протектирование бензобаков и установка двигателей типа R-1830-S1C3-G мощностью 1200 л.с.

«Модель 28-5МЕ» начали производить в ноябре 1940 г. и строили до августа 1942 г., выпустив в общей сложности 160 машин, включая практически идентичные «28-5МА» для Австралии и «28-5NM>yym Голландской Ост-Индии, имевшие лишь небольшие отличия в оборудовании. В Великобритании и ее доминионах эти самолеты назывались «Каталина»1, «Каталина»П или «Ка-талина»ПА.

Первой в марте 1941 г. «Каталины» получила 240-я эскадрилья. Уже 21 марта первый экипаж вылетел на поиски немецкого линейного корабля «Шарн-хорст», а 29 апреля экипаж лейтенанта Хэйтера глубинными бомбами потопил германскую подводную лодку. В мае 240-я эскадрилья участвовала в погоне за линкором «Бисмарк», наводя на него корабли и самолеты, в июле одна из «Каталин» эскадрильи открыла воздушное сообщение с Советским Союзом, доставив срочные грузы в Архангельск.

За 240-й последовала 205-я эскадрилья, получившая новую технику в апреле 1941 г. Один из ее самолетов стал первым, сбитым в войне на Тихом океане: за два часа до удара японской авиации по Перл-Харбору истребители Ki-27, прикрывавшие выдвижение десанта к берегам Малайи, расстреляли «Каталину», следившую за японскими кораблями. Эскадрилья участвовала в обороне Малайи, а затем вместе с войсками союзников отступала к югу, пока в начале 1942 г. с двумя последними самолетами не оказалась в Австралии, где ее и расформировали.

Почти одновременно с 205-й,«Каталинами»! вооружили 209-ю и 210-ю эскадрильи, ранее оснащенные самолетами «Лервик». Экипаж летчика Бригтса из 209-й эскадрильи обнаружил в мае 1941 г. в Атлантике германский линкор

«Бисмарк» и навел на него корабли королевского флота. 210-я эскадрилья интересна своими операциями в Заполярье. С февраля 1942 г. с базы Суллом-Воу в Шотландии ее машины начали противолодочное сопровождение конвоев, идущих в советские порты. Обладавшие большой дальностью полета «Каталины» легко могли патрулировать районы, недоступные для советских МБР-2.

«Каталины»! получили еще две британские эскадрильи — 119-я (в июне 1941 г.) и 202-я (в сентября). Первая располагалась в Боуморе в Англии, а затем в Исландии, вторая - в Гибралтаре.

В начале 1942 г. в Великобританию начали поступать самолеты модифка-ции II, а с лета - «Каталины» типа IIIA (вариант амфибии PBY-5A). Этой модификацией полностью укомплектовали только 119-ю эскадрилью, по одной-две машины передали в другие части в метрополии и на восточном побережье Африки.

Резкий рост численности «Каталин» в Береговом командовании начался после включения этих лодок в программу помощи по ленд-лизу. Постройка экспортного варианта PBY-5B, очень близкого к «Каталине»1, но с рядом усовершенствований, внесенных с учетом боевого опыта, полученного на серийных PBY-5, началась в марте 1942 г. Всего изготовили 225 таких лодок: в Англии они получили обозначение «Каталина»1В. С июля 1942 г. этими гидросамолетами пополнялись 205-я и 210-я эскадрильи, а всего за 1942-1943 гт. «Каталины» IB получили 14 эскадрилий на всех театрах боевых действий - в северной и южной Атлантике, Средиземноморье, Индийском океане, арктических водах. Самолеты модификации IB прикрывали и конвои, идущие в Мурманск и Архангельск.

Впоследствии парк королевских ВВС пополнили лодки модификаций IV, IVB и VI, о которых будет рассказано ниже. В общей сложности Береговое командование получило 92 машины типов I и IA, 223 — типа IB, 43 — типов II и НА, 11 — типа III и 287 — типов IVA и IVB. Часть этих самолетов английское командование передало вооруженным силам доминионов.

Во время войны «Каталины» Берегового командования занимались не только дальней разведкой и транспортными операциями. Не менее важной являлась их роль, как охотников за подводными лодками. Немало немецких субмарин пошло ко дну, будучи застигнутыми летающими лодками — «Каталинами», действовавшими, как самостоятельно, так и" вместе с противолодочными кораблями.

Английские специалисты внесли немало нового в оснащение «Каталины» как противолодочного самолета. Именно они впервые установили радиолокационные станции на этих лодках. Хотя первые радары типа ASV Mkll, работавшие в метровом диапазоне, имели существенные недостатки, они значительно расширили возможности поиска находившихся в надводном положении субмарин ночью и в условиях ограниченной видимости. С весны 1943 г. их заменили более совершенными дециметровыми РЛС ASV МкШ.

Обнаружение целей ночью облегчали и мощные импульсные прожекторы «Ли», которые стали устанавливаться под крылом самолета с августа 1942 г. (по одному на машину). 113-кг глубинные бомбы довольно быстро сменили на 204-кг, снаряжавшимися сначала 1942 г. не аматолом, а значительно более мощным взрывчатым веществом торпекс Ввели также новые взрыватели, позволившие поднять высоту бомбометания и, тем самым, уменьшить уязвимость гидросамолетов. К концу войны на вооружение «Каталин» поступила авиационная противолодочная торпеда Мк 24 «Фидо» (она же «Проктор»). Хотя из-за соображений секретности на использование этого оружия накладывалось множество ограничений, британские летчики смогли продемонстрировать его высокую эффективность.

Немаловажной оказалась роль «Каталин» в спасательных операциях. Некоторое количество машин, специально дооборудованных подвесками для сбрасываемых шлюпок, использовалось в качестве поисково-спасательных самолетов. Выполняли «Каталины» и специальные задания. Так, 240-я эскадрилья имела в своем составе звено особого назначения, занимавшееся, с октября 1944 г., высадкой разведывательно-диверсионных групп в тылу японских войск в Бирме и Малайе. Его же самолеты сбрасывали различные грузы десантникам и местным партизанам. Подобное подразделение входило и в 333-ю эскадрилью. Весь личный состав этой эскадрильи состоял из норвежцев, и сферой их деятельности являлся, естественно, север Европы.

На Дальнем Востоке английские «Каталины» использовались и для постановки минных заграждений.

По мере перехода немецких подводников к новой тактике борьбы с противолодочной авиацией (полагаясь на усиленное зенитное вооружение, лодки стали отстреливаться, а не погружаться) все ярче выявлялась уязвимость «Каталины». Ее начали вытеснять колесные противолодочные машины — модификации бомбардировщиков «Галифакс», «Либерейтор», «Веллингтон». Все больше поступало в Береговое командование новых лодок «Сандерленд», значительно превосходивших «Каталину» по своим возможностям. Однако «Каталины» оставались в боевом строю до самого конца войны. Последней субмариной, потопленной английскими летчиками, стала лодка, уничтоженная глубинными бомбами с одного из самолетов «Каталина» 210-й эскадрильи 7 мая 1945 г.

Летающие лодки фирмы «Консолидейтед» составляли основу парка гидроавиации во всех британских доминионах. Больше всего машин этого типа служило под названием «Кансо» в Канаде. Первой получила в конце 1941 г. девять «Каталин»1 5-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья. Немного позднее поступили на вооружение построенные специально для канадских ВВС 36 лодок «Модель 28-5МС» — гидросамолеты PBY-5, с оборудованием, представлявшим собой нечто среднее между американскими и британскими стандартами. В начале 1942г. из Сан-Диего перегнали 14 амфибий «Модель 28-5АМС», получивших обозначение «Кансо»А.

Амфибии вообще составляли значительно большую долю в канадской авиации, нежели в США и Великобритании. Это объяснялось тем, что их по лицензии строили местные фирмы. Первой к сборке «Кансо»А (PBY-5A) приступила «Боинг оф Кэнеда», получившая лицензию на производство еще во второй половине 1940 г. Ее предприятие в Ванкувере начало собирать амфибии из узлов, привезенных из США, в июле 1942 г. Всего фирма выпустила 55 самолетов «Кансо»А.

После сдачи последней амфибии в июле 1943 г. с конвейеров фирмы сошла серия из 240 летающих лодок РВ2В-1 (аналогичных поздним сериям PBY-5), заказанных флотом США для поставок по ленд-лизу. Большая их часть потом отправилась в Англию под названием «Каталина» VIB. Кроме того, выпустили 67 экземпляров модификации РВ2В-2 (на базе амфибии PBY-6A), переданных на вооружение ВМС Австралии под названием «Каталина» VI.

Производство же амфибий перевели на завод «Кэнедиэн Виккерс» (с 1944 г. -«Канадэр») в Монреале. Там с апреля 1943 г. по июль 1944 г. собрали 129 лодок «Кансо»А для канадских ВВС и 230, аналогичных ОА-10А, для ВВС армии США. Последние первоначально заказал американский флот как PBY-1A, но затем моряки уступили эту партию армии для укомплектования спасательных эскадрилий. Производство амфибий закончилось в Канаде в мае 1945 г.

В общей сложности гидросамолетами «Кансо» вооружили 13 канадских эскадрилий, действовавших, по большей части, с баз на восточном побережье страны и занимавшихся в основном поиском подводных лодок. Канадские летчики внесли заметный вклад в победу в «битве за Атлантику» над германскими подводниками. Например, 162-я эскадрилья, базировавшаяся в Исландии, потопила субмарины U-342, U-477, U-980, U-715, U-1225, а подводная лодка U-478 была уничтожена «Каталиной» совместно с английским «Ли-берейтором».

Для австралийских ВВС в Сан-Диего заказали 18 самолетов «Модель 28-5МА», практически идентичных «Каталине»1. Первый гидросамолет этой серии прибыл в Сингапур в феврале 1941 г. «Каталинами» начали вооружать 11-ю эскадрилью, затем 20-ю, направив в каждую по шесть машин. Обе эскадрильи разместили в Порт-Морсби на Новой Гвинее, откуда они совершали патрульные полеты на север. С начала войны на Тихом океане австралийские гидросамолеты вели разведку на подступах к Новой Гвинее, Новой Британии и островам Адмиралтейства. С приближением фронта они вместе с американскими и голландскими летающими лодками перешли к более активным действиям, работая как бомбардировщики: днем - по кораблям в море, ночью - по целям на суше.

Интенсивные боевые операции привели к большим потерям, и в марте 1942 г. в строю осталось только шесть самолетов. В качестве пополнения несколько машин приняли из остатков авиации Голландской Ост-Индии. Австралийские «Каталины» участвовали в боях в Новой Британии и Новой Гвинее.

Поступление новых самолетов из США, Великобритании и Канады (всего за войну прибыла 151 машина) позволило доукомплектовать две уже имевшиеся эскадрильи и сформировать две новые— 43-ю (в мае 1943 г.) и 42-ю (в июне 1944 г.). С начала лета 1943 г. летающие лодки в основном занимались минными постановками в индонезийских водах, причем с августа кроме контактных мин стали применяться также магнитные и акустические. Из всех судов, потерянных японцами в этом районе (учитывая только корабли водоизмещением свыше 1000 т), около 40% подорвалось на минах, выставленных «Каталинами».Сноября 1943 г. начались дальние полеты гидросамолетов для постановки мин уже у побережья Филиппин.

Большое значение имели также спасательные операции, причем гидросамолеты (четыре спасательных звена) обеспечивали не только поиск в открытом море, но и эвакуацию людей с небольших островов.

В Новой Зеландии американские летающие лодки появились в апреле 1943 г. Всего за время войны новозеландцы получили 56 «Каталин», которые поступили на вооружение 6-й эскадрильи, находившейся в бухте Лотала-Бэй. Новозеландские гидросамолеты в основном вели поиск подводных лодок и спасательные работы. В последнем качестве они прославились в ноябре

1943 г., когда японская подводная лодка торпедировала перевозивший солдат транспорт «Сан-Хуан». Из-за высокой волны гидросамолеты не могли садиться на воду, но они отыскивали шлюпки, плотики и отдельных людей, отмечали их местонахождение дымовыми буйками и наводили катера. В результате совместных усилий летчиков и моряков удалось спасти 1180 человек.

В Новой Зеландии, так же, как и в Австралии, «Каталины» после войны длительное время служили в военной и гражданской авиации.