Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

От «единицы» до «пятерки»

Серийные PBY-1 полностью соответствовали эталону, XPBY-1, и несли вооружение из четырех 7,62-мм пулеметов с боезапасом каждого в 1000 патронов (для установки, стрелявшей вниз-назад — 500 патронов). В номенклатуру бомбовой нагрузки входили 12 бомб по 45 кг или четыре по 227 кг, или одна 454 кг. Альтернативой являлись четыре глубинные бомбы по 148 кг или две торпеды.

Первыми получили новые летающие лодки эскадрильи VP-11F и VP-6F, временно дислоцировавшиеся, для удобства приемки и освоения машин, напротив завода. К месту постоянной дислокации, в Перл-Харбор, эскадрильи отправились в конце января 1937 г. Впоследствии подобная схема организации перевооружения патрульных эскадрилий стала типичной:экипажи один за другим прибывали в Сан-Диего, получали машины, проходили курс переподготовки и затем направлялись в места постоянного базирования.

Последний, 60-й, PBY-1 сдали флоту в июне 1937 г., когда завод начал выпускать новую модификацию, PBY-2. Заказ на 50 самолетов этого усовершенствованного варианта флот выдал еще 25 июня 1936 г. Основное отличие заключалось в том, что стабилизатор стал цельным, насквозь проходящим через киль и руль поворота, в котором, для обеспечения движения вправо-влево, сделали прорезь. На PBY-2 ввели также утолщенную обшивку лодки в плоскости винтов, исключавшую повреждения от летящих с лопастей кусочков льда. Выпуск серии машин PBY-2 завершили в январе 1938 г. Первой новыми лодками перевооружили эскадрилью VP-11 (индекс F к тому времени отменили), затем полностью или частично оснастили еще четыре авиачасти.

Последние «двойки» собирались параллельно с лодками модификации PBY-3, заказанными флотом партией в 66 машин в ноябре 1936 г. и строившимися с ноября следующего года. На этих самолетах установили более мощные двигатели R-1830-66 мощностью 900 л.с. Увеличившаяся тяга позволила улучшить характеристики самолета, несмотря на некоторый рост массы за счет местных усилений планера и дополнительного оборудования. В 1937-1938 г.г. «тройки» поступили на вооружение пяти эскадрилий на западном побережье США, на Гавайских островах и в Зоне Панамского канала. Постройку серии PBY-3 прекратили в августе 1938 г.

Как и ранее, последние PBY-3 изготовлялись вместе с новыми РВ Y-4, выпускавшимися с мая 1938 г. (заказ на них поступил в декабре 1937 г.). «Четверки» отличались практически только двигателями R-1830-72 (мощность 1050 л.с.) и коками на ступицах винтов. На всех PBY-4 предусмотрели также установку пневматических антиобледенителей на передних кромках крыла и оперения. Самолетами этой модификации укомплектовали две эскадрильи: VP-1 и VP-18.

PBY-4 по массе более чем на тонну превосходил PBY-1, но возросшая мощность двигателей позволила довести максимальную скорость горизонтального полета до 319 км/ч. Выпуск «четверок» остановили в июне 1939 г. на 33-й машине. К этому времени гидросамолеты «Консолидейтед» поступили на вооружение в общей сложности 18 эскадрилий из 22, числившихся в строю.

Параллельно с модернизацией «Модели 28» фирма «Консолидейтед» осуществляла программу создания совершенно новой «Модели 31», но начало второй мировой войны и связанные с этим крупные заказы привели к переориентации на продолжение выпуска более ранней конструкции с хорошо налаженным производством.

На следующей модификации, PBY-5, установили новое хвостовое оперение с более угловатым рулем направления и моторы R-1830-82 мощностью 1200 л.с. Оборонительное вооружение усилили заменив 7,62-мм пулеметы в бортовых установках на крупнокалиберные «Браунинги» с боезапасом 800 патронов на ствол; вместо сдвижных люков появились каплевидные прозрачные блистеры. Модернизации подверглось и оборудование самолета. В итоге масса PBY-5 возросла примерно на 600 кг, а впоследствии еще увеличилась в результате проведения мероприятий по повышению боевой живучести.

Одновременно с PBY-5 конструкторы «Консолидейтед» разрабатывали амфибийный вариант с трехколесным шасси. Основные колеса подтягивались гидроприводом вверх и укладывались в открытые ниши между подкосами, идущими к крылу. Колесное шасси опробовали на PBY-4, оставленном фирме для опытов. Самолет переименовали в XPBY-5A, и его первый полет состоялся 22 ноября 1939 г.

Амфибийный вариант оказался, естественно, тяжелее «чистой» летающей лод-ки и уступал ей в скорости, потолке и дальности полета, но это вполне окупалось расширением боевых возможностей. 20 декабря 1939 г. американский флот заказал сразу 167 машин PBY-5 и 33 - PBY-5A. Поставка первых началась в сентябре 1940 г., а вторых-в октябре следующего. «Пятерка» стала самой массовой, наиболее широко применявшейся в боевых действиях модификацией.