Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 06. Летающая лодка Каталина

«Каталина» — самолет, являющийся, без сомнения, одной из самых известных летающих лодок мира. В течении двух десятков лет именно эта машина определяла лицо гидроавиации многих флотов. Массовость ее выпуска была исключительной для самолетов этого класса: заводы Соединенных Штатов, Канады и Советского Союза собрали, в общей сложности, более трех тысяч машин различных модификаций. В годы второй мировой войны «Каталина» стала основной машиной морской авиации всех государств антигитлеровской коалиции. Этот самолет вел разведку, наносил бомбовые и торпедные удары, охотился за подводными лодками, перевозил людей и грузы. Трудно назвать хотя бы одну крупную операцию, к которой не были бы причастны «Каталины».И после окончания войны эти летающие лодки не утратили своего назначения. Наоборот, существенно расширился круг стран, имевших их на вооружении. Гидросамолеты этого типа оставались в строю до 70-х годов, приняв участие в нескольких локальных вооруженных конфликтах.

Не являлся исключением и Советский Союз. На основе лицензии фирмы «Кон-солидейтед» «Каталины» строились, под наименованием ГСТ, в Таганроге, а с 1944 г. на вооружение отечественного флота стали поступать самолеты американского производства, поставлявшиеся по ленд-лизу. До середины 50-х годов они являлись основным типом в советской гидроавиации. Немалый вклад внесли эти самолеты и в деятельность отечественного гражданского Воздушного флота, особенно на Крайнем Севере.

«Модель 28»

В 1932 г. военно-морской флот США объявил конкурс на разработку новой летающей лодки - дальнего разведчика. Ей предстояло сменить основной, в то время, самолет аналогичного назначения -биплан P2Y. В задании на новую машину взлетная масса ограничивалась 25 000 фунтов (11340 кг), дальность полета определялась в 3000 миль (4830 км) при крейсерской скорости 100 миль/ч (161 км/ч). Заранее оговорили число и тип моторов: моряки хотели, чтобы на самолете установили два новых двигателя XR-1830-58.

Первой в борьбу за заказ включилась фирма «Дуглас эйркрафт». Она предложила проект гидроплана XH3D, в котором использовались многие элементы конструкции бомбардировщика YB-I1. 20 мая 1933 г. министерство ВМС заключило с фирмой «Дуглас» договор на постройку опытного образца.

В отличие от конкурентов «Кон-солидейтед эйркрафт компани» представили совершенно новый проект, созданный под руководством главного конструктора фирмы Айзека Лэддена, имевшего уже немалый опыт в самолетостроении: работа в авиационном исследовательском центре армии на базе Райтфилд, проектирование гидроаэроплана для компании «Боинг», сотрудничество с И.И.Сикорским при создании летающих лодок. Конструкторское бюро «Консолидейтед» разработало, под его руководством, несколько удачных гидросамолетов, которые были запущены в серийное производство.

На этот раз А.Лэдден заложил в проект такое количество новинок, что на гидросамолет даже выдали патент. Новая летающая лодка, названная «Модель 28», или XP3Y1, представляла собой двухмоторный моноплан. Крыло приподнималось над лодкой на обтекаемом пилоне и подпиралось парными подкосами. Это позволяло уберечь моторы от брызг и в то же время держать крыло в зоне обдува винтов, что повышало подъемную силу. Хорошо обтекаемый пилон имел, с аэродинамической точки зрения, несомненные преимущества перед фермой из труб или завышенным фюзеляжем.

Самолет представлял собой цельнометаллическую конструкцию. Практически все изготавливалось из легких сплавов, только задняя кромка крыла, элероны и рули сохраняли полотняную обтяжку. Фюзеляж выполнялся по схеме полумонокок с работающей обшивкой и разделялся переборками на пять водонепроницаемых отсеков. В нем размещались семь членов экипажа: два летчика, бомбардир (он же передний стрелок), штурман, радист и два стрелка. Восьмой, бортмеханик, сидел внутри опорного пилона крыла. Поскольку продолжительность полета лодки превышала 24 ч, то, согласно нормам принятым в американской морской авиации, конструкторы предусмотрели не только туалет, но также кухню и спальные места.

Нижняя часть киля изготовлялась совместно с фюзеляжем. На ней монтировались горизонтальное оперение и верхняя часть, выполненная отдельно. Рули имели статическую и динамическую балансировку и оснащались триммерами.

Набор крыла состоял из двух лонжеронов, подкрепленных сеткой ферменных нервюр и идущих вдоль размаха стрингеров. Весь каркас изготовлялся из аллюминиевых профилей. В центроплан встроили интегральные бензобаки. Поддерживающие поплавки после взлета разворачивались электроприводом таким образом, что они превращались в законцовки крыла, а удерживающая их ферма заподлицо уходила в нижнюю поверхность плоскости.

Оборону самолета обеспечивали три стрелковые точки: шкворневая установка с пулеметом калибра 7,62 мм в носовой кабине и две установки в бортовых люках, в которых могли монтироваться как обычные, так й крупнокалиберные пулеметы. Под крылом имелись два узла подвески, позволявшие поднимать до 1814 кг бомб или две 840-кг торпеды МкХШ. Прицеливание при бомбометании осуществлялось с помощью новейшего прицела «Норден» MkXV, а при торпедной атаке — дополнительным прицелом у лобового стекла кабины пилотов.

Расчетные характеристики «Модели 28» по многим показателям превосходили заданные условиями конкурса, и 28 октября 1933 г. представители военно-морского флота подписали с фирмой «Консолидейтед» контракт на постройку опытного образца XP3Y-1 со сроком представления самолета на официальные испытания не позже 15 ноября 1934 г.

В конце 1933 г. завод фирмы в Буффало начал изготовление первых узлов новой лодки, при этом пришлось осваивать новые технологические процессы, например производство крупногабаритных штампованных деталей. Работы закончились лишь в начале 1935 г., а 21 марта заводской испытатель Билл Уэтли совершил на XP3Y-1 первый часовой полет с базы ВМС Норфолк. Новая лодка перекрыла все расчетные показатели, при этом у нее не оказалось каких-либо существенных дефектов в пилотировании, хотя путевая устойчивость и оставляла желать лучшего.

Уже 28 марта XP3Y-1 перелетела на авиабазу Анакостия для официальных испытаний пилотами морской авиации. В ходе полетов произошло несколько мелких происшествий, не имевших существенного значения. Серьезная неудача произошла в июне, когда «Модель 28» не сумела выполнить пробное бомбометание. Причиной явилась недостаточная путевая устойчивость, отмеченная еще при первом испытательном полете.

Конструкторы поспешно спроектировали новый руль поворота в форме вытянутой трапеции. Он оказался неудачным-возросли усилия на штурвал, поэтому пришлось выполнить еще одну переделку. Изменили и днище лодки, удлинив его в хвостовой части, что способствовало лучшей управляемости на воде.

Тем временем фирма «Консолидейтед» обосновалась на новом месте - в Калифорнии. Оборудование перевозилось через всю Америку в железнодорожных вагонах, а «Модель 28» -перегнали «своим ходом», при этом полет проходил кружным путем, через Зону Панамского канала. Перелет послужил хорошей рекламой новой машине. В октябре, уже на западном побережье, XP3Y-1 закончил официальные испытания. Конструкторы «Консолидейтед» имели повод для гордости: лодка с запасом перекрыла все требования флота. Максимальная скорость полета составляла 275 км/ч, практический потолок - 5670 м, а дальность -6900 км.

Лодка фирмы «Дуглас», испытания которой начались несколько ранее, 6 февраля, уступала «Модели 28» в скорости, дальности и скороподъемности, имея при этом на 20 тыс. долларов большую стоимость. Поэтому, не дожидаясь доводки XPBY-1, министерство ВМС заказало 29 июня фирме «Консолидейтед» 60 самолетов, потребовав при этом внести ряд изменений: усовершенствовать стрелковые точки и ввести еще одну, стреляющую вниз-назад, доработать бомбовое вооружение, установить серийные моторы R-1830-64.

Бывший XP3Y-1 переделали в эталон серийной лодки, названный XPBY-1. На нем поставили четвертый пулемет, выдвигавшийся из водонепроницаемого люка в хвостовой части,и заменили носовую шкворневую установку вращающейся башней в форме усеченного конуса.

Первый полет модернизированный XPBY-1 совершил 21 мая 1936 г. в Сан-Диего, показав еще более высокую скорость, чем ранее, 295 км/ч. Завод в это время уже заканчивал подготовку к серийному производству и 5 октября сдал первую машину.