Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 03. Торпеды ВМФ СССР

Первая торпеда против подводных лодок

Необходимость противолодочных торпед особенно остро проявилась во время второй мировой войны. Поиск путей создания таких торпед начался в НИМТИ в 1950 г. Предстояло решить три главных задачи: во-первых, обнаружить подводную лодку на всех глубинах ее погружения; во-вторых, обеспечить пространственное управление торпедой при ее наведении на лодку-цель и, в-третьих, подорвать заряд ВВ в непосредственной близости от цели.

Для решения первой задачи требовалось создать двухплоскостную систему обнаружения. Рассматривалось несколько вариантов систем, все — акустические пассивного принципа действия. И все же каждая обладала своими положительными и отрицательными качествами. Как выбрать лучшую из них? Сделать это только теоретически не представлялось возможным.

Оригинальное решение предложили специалисты НИМТИ. Его суть заключалась в проведении подледных стоповых испытаний. В этих условиях постоянный температурный градиент и неизменные отражающие свойства льда и грунта позволяли достаточно точно оценить и сравнить возможности каждой из акустических систем. Исследования проводились на Ладоге в одной из глубоководных бухт. На ледовом полигоне установили палатки-лаборатории. С ближайшего острова подвели электроэнергию. В качестве имитатора цели использовался специально разработанный шумоизлучатель, излучающий практически весь спектр шумов подводной лодки. Будучи строго ориентированы друг на друга, излучатель и испытываемая аппаратура опускались под лед на заданную глубину. Выбранный по результатам стоповых испытаний вариант аппаратуры — пассивная система, «работающая» на равносигнальном принципе в горизонтальной плоскости и максимально дифференциальном в вертикальной, подтвердила свои возможности и на ходовых испытаниях.

Для решения второй задачи требовалось создать систему управления торпедой по глубине. Было разработано два варианта системы: в виде сильфонномаятникового прибора (СМП) и гидростатического замыкателя (ГЗ-III). Обе системы прошли натурные испытания на ходовых макетах.

И та и другая надежно обеспечивали выход торпеды на глубину поиска, пространственное наведение по сигналам акустического обнаружения и программное движение на глубине потери цели в случае прекращения с ней контакта. При передаче работ в промышленность выбор пал на СМП. Наконец, для обеспечения взрыва заряда ВВ помимо контактного взрывателя был предусмотрен активный электромагнитный взрыватель кругового действия.

В 1954 г. специалисты НИМТИ провели стоповые и ходовые испытания торпеды. Руководил испытаниями, как и всеми работами по созданию торпеды, В.М.Шахнович, впоследствии инженер-полковник, доктор технических наук, профессор, крупный ученый в области торпедной гидроакустики. Результаты испытаний полностью подтвердили возможность создания торпеды с заданными тактико-техническими характеристиками.

На следующий год все работы были переданы в промышленность. Главным конструктором торпеды стал В.А.Поликарпов. В 1956 г. по разработанной в НИИ-400 документации завод «Двигатель» изготовил 8 экспериментальных торпед. В том же году на глубоководных полигонах Ладоги начались их испытания. Контрольные стрельбы в условиях солености проводились на Черном море. В следующем году торпеда была предъявлена на государственные испытания. Проводились они в 1957 г. также на Ладожском озере. Всего было сделано 54 выстрела.

Одной из главных задач испытаний явилась оценка точности вывода торпеды на цель. Она проверялась в два этапа. Сначала стреляли по неподвижному излучателю, имитирующему цель. Точность прохождения на этих стрельбах оценивалась с помощью специального отметчика места прохода торпеды (ОМП), реагирующего на электромагнитное поле неконтактным взрывателя. В качестве дополнительного контроля использовались обычные легкие сети. Торпеды в их ячейках оставляли четкие прорывы. Данные в ОМП и прорывы в сетях показали достаточное совпадение. На втором этапе стрельбы проводили по движущемуся источнику шума — излучателю, установленному на торпеде, идущей со скоростью 14,5 узлов. Точность наведения на этом этапе оценивалась чисто качественно.

Радиус действия неконтактного взрывателя проверялся стрельбой прямоидущими торпедами по подводной лодке в надводном положении. Место прохода торпеды относительно корпуса лодки фиксировалось визуально по воздушным пузырькам из специально установленного в практическом зарядном отделении торпеды воздушного баллончика. Расстояние между корпусом подводной лодки и торпедой в момент срабатывания НВ определялось как разность между глубиной хода торпеды и осадкой лодки.

Завершающим эпизодом испытаний стал выстрел боевой торпедой по понтону с установленным на нем излучателем шума. Понтон водоизмещением 400 т диаметром 5,3 м был заглублен на 50 м. По данным радиолокации подводная лодка выстрелила торпеду с дистанции 10 кб. Торпеда шла на глубине 100 м под углом 4° от направления на понтон. В результате обнаружения работающего шумоизлучателя и наведения торпеды на понтон сработал взрыватель. Раздался взрыв, понтон затонул. В 1958 г. первая отечественная противолодочная торпеда была принята на вооружение. Торпеда получила наименование СЭТ-53. Она имела скорость 23 узла и дальность хода 6 км с батареей B-6-IV и 7,5 км с батареей Т-7. В 1963 г. торпеда прошла модернизацию. В результате внедрения серебряно-цинковой батареи ТС-3 ее скорость и дальность хода возросли до 29 узлов и 14 км. Торпеда получила наименование СЭТ-53М.

В 1965 г. группа специалистов, принимавших участие в создании первой отечественной противолодочной торпеды, в том числе В.М.Шахнович и В.А. Поликарпов была удостоена Ленинской премии.