Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Морское оружие 03. Торпеды ВМФ СССР

История торпедного оружия советского флота началась с трагических событий. 18 июня 1918 г. по указанию В.И. Ленина — «уничтожить все суда... находящиеся в Новороссийске» моряки-черноморцы топили свои корабли. Тяжелая миссия досталась эсминцу «Керчь». Первым на дно предстояло отправить покинутый командой «Фидониси».

«Четвертый аппарат, вторая труба — товсь» «Залп!» — прозвучала команда командира «Керчи» В.А.Кукеля и эсминца не стало. Гибель «Фидониси» послужила сигналом к началу общего затопления. «Через 25 минут, — вспоминает В.А. Кукель, — все суда затонули и рейд оказался мертвенно пустым. После взрыва "Фидониси" "Керчь" полным ходом пошла к "Свободной России" и рядом минных залпов затопила ее». Тяжело и нехотя тонул линкор. Одна из торпед первого залпа прошла мимо, вторая взорвалась. Казалась, линкор даже не почувствовал ее. Третья торпеда взорвалась в корме, но крена и дифферента не появилось, четвертая — под кормовой башней, и снова линкор на плаву. Очередная торпеда неожиданно повернула в обратную сторону. Лишь шестой выстрел завершил дело. «Эффект взрыва был потрясающий... Когда дым рассеялся, представилась удручающая картина: броня и бортовая обшивка... отвалились... появилась огромная... брешь». Наконец линкор начал медленно крениться и перевернулся. «Все это сопровождалось страшным лязгом и грохотом срывающихся со своих оснований огромных трехорудийных башен»

Итак, увы, первые залпы торпед советского флота были сделаны не по противнику. В дальнейшем торпеды в гражданскую войну применялись только дважды и оба раза подводной лодкой «Пантера». Первый раз 24 июля 1919 г., в Копорском заливе «Пантера» атаковала две английские подводные лодки, находившиеся в надводном положении. Ни одна из четырех торпед в цель не попала. Второй раз — 31 августа 1919 г. у о. Сескар двумя торпедами был потоплен английский эсминец «Виттория».

«Керчь» и «Пантера» стреляли 45-сантиметровыми торпедами — соттветственно образца 1912 г. и образца 1910/15 г. «Л». Именно им на смену и пришла первая советская и первая отечественная 53-сантиметровая торпеда 53-27.

Первая советская торпеда создавалась в Остехбюро

Торпедное наследство, доставшееся после окончания гражданской войны Морским силам РККА, состояло из 2— 2,5 тысяч торпед. В основном, это были торпеды обр. 1912 г., состоявшие на вооружении надводных кораблей, и укороченная торпеда обр. 1910/15 г. «Л», предназначавшаяся для подводных лодок. В советском флоте они получили соответственно наименование 45-12 и 45-15 *. [* * С 1924 г. была введена новая система наименования торпед. Название образца состояло из двух цифр: первой — калибра в см и второй — года принятия его на вооружение.] Именно их по мере налаживания с середины 20-х годов регулярной боевой подготовки и начали использовать на флотах. Естественно, что вскоре возник вопрос об организации собственного производства торпед, а вслед за ним и о том, какой должна быть первая советская торпеда?

Анализ боевых действий на море в только что закончившейся Мировой войне убедительно показал, что для поражения современного крупного корабля требуется заряд ВВ не менее 250— 300 кг. Разместить такой заряд в калибре 450 мм в то время не представлялось возможным. Волей-неволей приходилось переходить на более крупный калибр. Таким калибром во всем мире стал калибр 533 мм (21 дюйм). К нему и решили обратиться советские торпедисты, тем более, что отечественному торпедостроению он уже был знаком. Две таких торпеды (для надводных кораблей и подводных лодок) завод Лесснера по заказу Морского министерства начал разрабатывать еще в 1917 году. Однако в связи с революционными событиями завод закрылся и все работы прекратились. Кому же предстояло взяться за разработку первой советской торпеды?

Начало советского торпедостроения неразрывно связано с деятельностью Остехбюро — «Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения». Так звучало его полное название. Возникло Остехбюро в 1921 г. Инициатором его создания и первым директором был талантливый изобретатель Владимир Иванович Бекаури. Грузин по национальности, железнодорожный техник по образованию, В.И.Бекаури родился в Тифлисской губернии в 1886 г. В Петербург приехал в 1907 г., занимался конструированием и изготовлением сейфов, разработкой детских механических игрушек. В 1914 г. Бекаури получает свой первый патент — «Контрольный аппарат для регистрации и учета простоя вагонов».. В 1916 г. он уже автор трех патентов — все по железнодорожному транспорту. Вскоре министерство путей сообщения заключает с В.И.Бекаури договор на изготовление 1050 изобретенных им аппаратов. Сумма договора по тем временам была более чем внушительная — 516 тысяч рублей. Однако революция практически полностью прекратила взаимоотношения В.И.Бекаури с министерством путей сообщения. Что же касается изобретательской деятельности, то ее он не прерывает, в 1918—1920 гг. подает целый пакет очередных заявок. В их числе: охранная электрическая сигнализация, работающая «независимо от ухищрений злоумышленников», циркулирующая торпеда, способ управления различными системами с помощью звуковых сигналов и др. Действующий макет одного из изобретений В.И.Бекаури демонстрирует директору только что созданного Научно-технического Государственного Института (ГОНТИ) академику В.Н.Ипатьеву. Изобретательский талант В.И.Бекаури настолько поразил В.Н.Ипатьева, что, будучи связан с руководством ВСНХ, он добивается создания для него в Петербурге сначала «Экспериментальной мастерской по новейшим изобретениям», а затем и самого Остехбюро. Очень скоро благодаря энергии и таланту В.И.Бекаури Остехбюро превращается в крупнейшее научно-исследовательское учреждение оборонной промышленности страны.

Одним из основных направлений деятельности Остехбюро, особенно в первые годы его существования, становится минно-торпедное оружие. В 1926 г. в ведение в Остехбюро был передан завод Лесснера — старейший отечественный торпедостоительный завод. В том же году по заданию Морских Сил РККА Остехбюро приступает к разработке первой советской торпеды. Руководителем всех проектных работ становится заведующий конструкторской частью Остехбюро П.В.Бехтерев, непосредственным разработчиком торпеды — Р.Н.Корвин-Коссоковский. За основу конструкции была принята торпеда 45-12. Учитывались также технические решения, принимавшиеся конструкторами завода Лесснера при проектировании в 1917—1918 гг. 53-сантиметровых торпед. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1927 г. завод приступил к изготовлению опытных образцов. Первой советской торпеде присвоили шифр 53-27. Торпеда имела один режим скорости — 45 узлов при дальности хода 3,7 км. Вес ее заряда составлял 265 кг. Год создания торпеды 53-27 и стал по существу годом восстановления в нашей стране торпедостроения. В серийном производстве торпеда 53-27 оставалась до 1935 г.