Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг.

12"/52 пушка

В 1907 году на ОСЗ началось проектирование 12"/50 пушки. Однако из-за низкого качества примененной стали ее ствол удлинили на 2 клб — чтобы снизить давление пороховых газов при сохранении баллистических характеристик. В конце 1907 года ОСЗ было заказано 20 12"/52 пушек.

Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор.

Длина ствола 15 850/52 мм/клб, длина нарезной части 12 852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм (2667 мм) (В скобках дана длина каморы сухопутной пушки) . Длина хода нарезов постоянная — 29,89 клб. Число нарезов 72. Глубина нарезов 2,28 мм. Вес затвора 933,6 кг. Вес ствола с затвором 50,6 т.

Всего Морское ведомство заказало ОСЗ 198 мушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось сдать 42 пушки, а в 1918-м — оставшиеся 30. По другим сведениям к 1 января 1917 года было изготовлено 144 пушки. С февраля начался спад производства, и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены, лишь в 1921 году сделали 14 орудий. К 16 июня 1922 года на ОСЗ хранилось 29. новых 12"/52 орудий в стадии готовности от 10 до 95%. В последующие годы часть этих орудий удалось доделать. В 1939 — 1940 годах началось лейнирование 12"/52 орудий, что обычно проводилось в ходе капитального ремонта. Здесь следует отметить, что ОСЗ выпускал и сухопутные 12"/52 пушки, которые отличались от морских только большим объемом каморы и имели свою систему снарядов и боеприпасов. Внешние отличия морских пушек — буквы «МА» (морская артиллерия), выгравированные на казенном срезе ствола, сухопутные обозначали буквами «СА» (сухопутная артиллерия).

12"/52 пушки установили на ЛК типа «Петропавловск» и «Императрица Мария», на башенных береговых установках и на трех железнодорожных транспортерах ТМ-3-12.

Первоначально к 12"/52 пушкам МА были приняты снаряды обр.1911 г. весом 470,9 кг. Бронебойный снаряд длиной 3,9 клб содержал 12,9 кг ВВ, взрыватель КТМБ или КТМФ. Полубронебойный снаряд длиной 4,9 клб содержал 48,4 кг ВВ, взрыватель КТМБ или КТМФ. Фугасный снаряд длиной 4,9 клб содержал 58,8 кг ВВ, взрыватель МРД.

В 1915 году в б/к ввели пулевую шрапнель весом 331,7 кг и длиной 3,1 клб с трубкой ТМ-10.

В 1916 году в б/к 12"/52 пушек поступают химические снаряды. Удушающими ОВ снаряжались бронебойные снаряды обр.1911 г. и практические снаряды. На начало 1917 года в Кронштадтском порту было 154 12"/52 удушающих снаряда, а в Севастополе — 300 удушающих снарядов, переделанных из практических снарядов.

На ЧФ для 12"/52 орудий полагалось по 400 выстрелов на ствол, из которых 37 удушающих и 20 шрапнелей.

В конце 30-х годов в б/к поступил фугасный дальнобойный снаряд обр.1928 г. улучшенной аэродинамической формы. Вес снаряда 314 кг, длина 5 клб, вес ВВ 55,2 кг, взрыватель МРД или РГМ.

Перед началом Великой Отечественной войны была спроектирована и в первой половине 1941 года изготовлена опытная партия экстрадальних подкалиберных снарядов (черт.2042), предназначенных для стрельбы по берегу. Калибр активного снаряда 210 мм, Vo = 1275 м/с, дальность 100 км.

На 22 июня 1941 года на флотах и складах ВМФ для 12"/52 орудий имелось снарядов: фугасных обр. 1911 г. — 9670 шт., бронебойных обр.1911 г.— 4108 шт., дальнобойных обр.1928г.— 1440 шт. и шрапнели — 411 шт. С 22 июня 1941 года по 1 мая 1945 года ВМФ получил от промышленности 6186 12" снарядов.

Для снарядов обр.1911 г. был принят заряд весом 132 кг марки 305/52, 1/в = 762 м/с, дальность стрельбы 23 228 м при угле +25° и 28 715 м при угле +40,5°. Для фугасного снаряда

обр. 1928 г. — заряд весом 140 кг той же марки, Vo- 950 м/с, дальность 34 019 м при угле +25° и 44 079 м при угле +40°. Для шрапнели заряд весом 100 кг марки 305/40, V0= 810,8 м/с, дальность 19 570 м при угле +25° и 21 948 м при угле +32°41' (предел по трубке).

12"/52 пушки СА первоначально имели снаряды весом 446,4 кг и длиной 4,4 клб. Для них были приняты заряды весом 141,3 кг марки Б12 с Vo = 792,5 м/с. Снаряды обр.1911 г. также имели больший на 2,5 % заряд, Vo = 777,2 м/с, дальность 24 541 м при угле +25°. Журналом Артиллерийского комитета № 818 от 26 сентября 1927 года было положено стрелять из пушки СА зарядами пушек МА и снарядами обр. 1911 г. Что касается снарядов весом 446,4 кг, то вопрос остался открытым, но таких снарядов в 1927 году осталось очень мало, и впредь они не производились.

Проектирование 12"/52 трехорудийных башенных установок начали в августе 1907 года. Башенные установки для ЛК «Севастополь» и «Полтава» изготовил МЗ, для ЛК «Петропавловск» — ОСЗ и для ЛК «Гангут» — Путиловский завод. Все установки были отправлены на линкоры в сентябре — ноябре 1914 года.

Башенные установки для черноморских ЛК отличались в основном бронированием. Установки для ЛК «Императрица Мария» и «Император Александр III» изготовлял Путиловский завод, а для ЛК «Екатерина Великая» и «Император Николай I» — «Общество Николаевских заводов и верфей».

Станки установок имели гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники. Длина отката нормальная 1270 мм. Наведение орудий производилось от э/д с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо катков использовались шары диаметром 152 мм.

Угол  ВН  составлял -5°...+25°,  скорость ВН    3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая стенки 203 мм (254 мм) (В скобках приведены данные для черноморских линкоров), задняя стенка 305 мм, крыша 76 мм (100 мм). Вес откатных частей 60 т, качающейся части — 84,2 т, вращающейся брони — 239 т (312 т). Полный вес башни с орудиями и броней 778 т (872 т). Установку обслуживало 37 э/д общей мощностью 322 л.с.

В советское время установки, получившие индекс МК-3-12, неоднократно модернизировались. В частности, толщину крыши увеличили до 152 мм. На ЛК «Парижская коммуна» в ходе модернизации 1933 — 1938 годов угол ВН был доведен до +40°.