Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг.

8"/50 (203-мм) пушка

Орудие было разработано фирмой Виккерса и обозначалось четырехзначным номером с буквой «а» на конце, типа 1201а — 1645а. Эти же пушки, изготовленные на ОСЗ, имели некоторые отличия и двузначный номер.

Ствол состоял из внутренней трубы, трех рядов скрепляющих цилиндров, кожуха и казенника. Нарезы постоянной крутизны, глубина нарезов 1,52 мм. Затвор поршневой, двух типов — системы Виккерса (на всех пушках Виккерса и части ОСЗ) и системы ОСЗ (на части пушек ОСЗ). Длина ствола 10 160/50 мм/ клб, длина нарезной части 8167 мм, длина хода нарезов 29,89 клб. Вес затвора 256,8 кг, вес ствола с затвором 14397 кг.

Отстрел первой изготовленной в Англии 8"/50 пушки был произведен в 1905 году. ОСЗ закончил сдачу орудий в 1911 году, но в 1914 году производство возобновили, и в годы войны ОСЗ сдал 19 орудий.

8"/50 пушки установили на КР «Рюрик» (8 шт. в башнях), на ЛК «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» (по 14 орудий, из них 8 в башнях и 6 в казематах), на ЛК «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» (по 4 орудия в казематах). Кроме того, 8"/50 пушками перевооружались старые броненосцы «Синоп» и «Петр Великий» (по 4 щитовые установки). В 1915 году на КР «Россия» были установлены 6 8"/50 пушек вместо 4 8"/45.

С 1915 года 8"/50 пушки использовались в качестве береговых орудий в двухорудийных башнях и в одноорудийных щитовых установках. В годы гражданской войны 8"/50 пушки размещали на ПБ (баржах) и железнодорожных установках.

В начале 20-х годов все 8"/50 пушки с кораблей сняли. На 22 июня 1941 года в береговой обороне имелось 36 таких орудий на стационарных и 2 на железнодорожных установках.

В начале 30-х годов свыше десятка 8"/50 пушек были перестволены в 180/60-мм. Первая из них (№ 1203а) использовалась как опытная для подбора зарядов к 180/60-мм пушке Б-1К, а остальные — в береговых установках МО-8-180. В 1933 году начали работы по переделке пушки № 1203а в 190-мм полигональное орудие.

В боекомплект 8"/50 пушек входили снаряды: полубронебойный обр. 1907 г. весом 112,2 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ — 12,1 кг, взрыватель МРД или обр. 1913 г.; фугасный обр. 1907 г. весом 112,2 кг, длиной 3,97 клб, вес ВВ — 15,0 кг, взрыватель обр.1913 г.; полубронебойный обр.1913 г. весом 139,2 кг, длиной 4,75 клб, вес ВВ — 15,3 кг, взрыватель МРД или обр. 1913 г.; полубронебойный обр. 1915 г. весом 112,2 кг, длиной 3,9 клб, вес ВВ — 7,09 кг, взрыватель МРД или обр.1913 г.

В 1915— 1916 годах в состав боекомплекта ввели шрапнель и ныряющий снаряд. Шрапнель— вес 116,8 кг, длина 3,86 клб, трубка 45-секундная или ТМ-10. Ныряющий снаряд длиной 5,0 клб имел чашкообразный наконечник. Заряжание орудий картузное, вес боевого заряда 39 — 40 кг марки 203/50 (для шрапнели — 37 кг).

Для снарядов обр. 1907 г. Vo= 807,7 м/с, дальность 14450 м при угле 20° и 17924м при угле°40°53'. Для снарядов обр. 1913 г. Vo= 792,5 м/с, дальность 18 290 м при угле + 19°50' и 24 692 м при 41°13'. Для снаряда обр.1915 г. Vo = 807,7 м/с, дальность 16 827 м при угле 19°43' и 21 034 м при 41°. Для шрапнели V0 = 746,8 м/с, дальность 14 083 м при 20°19' и 17 376 м при максимальной установке трубки.

8"/50 двухорудийные башенные установки для КР «Рюрик» были изготовлены в Англии на заводе Виккерса. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Длина отката нормальная 483 мм, максимальная 533 мм. Вертикальное наведение производится одним э/д мощностью 2,5 л.с., горизонтальное — двумя э/д мощностью по 10 л.с. Угол ВН -5°...+25°, угол ГН ±135°, скорость ВН и ГН 2 град/с. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу.

Угол заряжания -5°...+5°. Открывание затвора и досылка снарядов ручная, скорострельность до 3 выстр./мин. Толщина вертикальной брони 178 мм, крыши 51 мм.

Испытания 8"/50 башен «Рюрика» начались 27 сентября 1908 года.

В декабре 1904 года МЗ приступил к проектированию 8"/ 50 двухорудийных башенных установок для ЛК типа «Андрей Первозванный». Принципиально установки мало отличались от башен «Рюрика». Угол ВН -5°...+25°. Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу. ВН производилось с помощью двух э/д по 2 л.с., а ГН — одним мощностью 9,5 л.с. Скорости ВН и ГН — 3 град/с. Скорострельность до 3 выстр./мин. Толщина вертикальной брони 152 мм, крыши — 127 мм. Боекомплект носовых башен 219 выстрелов, кормовых— 195.

Башенные установки были испытаны на «Андрее Первозванном» 24 октября 1910 года, а на «Павле I» — 6 октября 1911 года. В декабре начались работы по установке муфт Дженни для вертикального и горизонтального наведения. Нормальное функционирование удалось обеспечить лишь весной 1913 года.

В декабре 1906 года МЗ представил проект 8"/50 станков на центральном штыре для ЛК «Андрей Первозванный», «Павел I», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий». Угол ВН -5°...+20°, угол ГН 120° или 360°. В отличие от башенных станков механизм ВН был винтовой. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Накатник пружинный. Длина отката 560 мм. Высота линии огня от палубы 1499 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 2159 мм. Все действия на установке производились вручную.

Вес откатывающихся частей (с пушкой) 25 553 кг, вес башнеподобного щита 6159 кг. Вес всей установки 39 985 кг.