Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг.

8"/30 (203-мм) пушки обр.1877 г.

В Морском ведомстве состояли на вооружении 8"/30 пушки обр.1877 г. двух типов: новые и переделанные из 8" пушек обр. 1867 г. С 1884 по 1889 год Обуховский завод вновь изготовил 3 8"/30 пушки и 12 переделал из орудий обр. 1867 г. Итого на 1889 год на судах было 14 8"/30 пушек и 1 пушка в запасе. Они устанавливались на КР «Минин» (4), «Герцог Эдинбургский» (4), «Владимир Мономах» (2), «Дмитрий Донской» (4). Кроме того, проектировалась новая 8"/30 пушка конструкции Бринка для вооружения КР «Адмирал Нахимов», но в производство она не пошла и на вооружение не принималась.

Переделка 8" пушки обр. 1867 г. в 8"/30 заключалась в том, что со старых орудий снимались кольца, заново обтачивался ствол, вставлялась новая труба с каналом обр. 1877 г. Удлинение ствола производилось насадкой дульной части, надетой на заточенную часть ствола в нагретом виде.

8"/30 пушка скреплялась кольцами в один ряд. Замок цилиндропризматический клиновой.

Длина орудия 6096/30 мм/клб, длина нарезной части 4213 мм. Вес замка 447 кг, вес пушки с замком 11 613 — 12 989 кг.

Боеприпасы: бомба обычного чугуна весом 78,4 кг, длиной 2,5 клб, ВВ — 3,38 кг черного пороха; бронебойный снаряд закаленного чугуна весом 87,8 кг и длиной 2,5 клб и бронебойный стальной снаряд весом 133 кг, длиной 3,5 клб, ВВ — 2,66 кг черного пороха.

Первоначально принимался заряд 32,8 кг ПП пл.1,75. В 1892 году были составлены временные таблицы стрельбы зарядами 43,4 кг бурого охтинского пороха выделки 1890 года или 45 кг бурого шлиссельбургского пороха.

Заряд бурого пороха (43,4 кг или 45 кг) сообщал 87,4-кг снаряду V0= 599 м/с и дальность 4575 м при угле ВН +6" и 6405 м при угле ВН +12°.

8"/30 пушка устанавливалась на станках Вавассера на центральном штыре, бортовых Дуброва (изготовления ОСЗ) и станках Скотта.

Станок Вавассера стал первым станком в русском флоте для дальнобойной 8"/30 пушки. Его изготовили на Обуховском заводе и успешно испытали в 1885 году. Эти станки установили на крейсерах «Дмитрий Донской» и «Герцог Эдинбургский». Для последнего станки заказали со щитами, но щиты так и не были поставлены за непригодностью. На «Дмитрии Донском» 8" станки Вавассера имели щиты.

На «Герцоге Эдинбургском» для 8" орудий ширина портов первоначально должна была быть 5943 мм, что соответствовало углу ГН 130°, после решения сузить порт угол ГН стал 110°.

Станок Вавассера для 8"/30 пушек относится к типу станков на центральном штыре. В качестве тормоза отката впервые для 8" станков применялись гидравлические компрессоры, но откат по-прежнему происходил вдоль наклонных станин поворотной рамы, а накат— под действием силы тяжести. Подъемный механизм имел зубчатую дугу. Поворотный механизм состоял из системы шестерен, связанных с зубчатой дугой. Щит с амбразурой для пушки крепился к поворотной раме.

Угол ВН составлял -5°...+12°, угол ГН 180°. Время подъема орудия с 0° до +12° — 14 с, время спуска с 0° до -5° — 7 с. Время поворота орудия на 180° силой двух человек 28 с. Длина отката предельная 762 мм. Вес станка 4652 кг, вес станка со щитом и основанием 8272 кг.

8"/30 бортовой станок Дуброва был специально спроектирован для КР «Владимир Мономах». Устройство откатной части станка такое же, как у 8"/30 станка Вавассера на центральном штыре, разница лишь в зацепах и направляющих выступах.

Верхняя часть каждой из пластин поворотной рамы представляла собой коробку, где помещалось 6 подстаночных роульсов, служащих для облегчения передвижения салазок по раме. К передней связи рамы прикреплялся зацеп, который захватывал выступ штыревого основания.

Передними роульсами платформа ходила по коническому погону, составляющему одно целое с фланцем штырового основания, а задними роульсами — по коническому погону. Съемный щит крепился не к поворотной раме, а к откатной части.

Важным отличием бортовых 8"/30 станков от 9"/35 и 6"/35 было то, что они не убирались для крепления по-походному внутрь судна, так как располагались на спонсонах.

Угол ВН составлял -5°...+12°, угол ГН 140°. Время поворота на 140° силой двух человек 59 с. Длина отката максимальная 762 мм. Угол наклона платформы 10°. Вес станка 4672 кг, вес станка с основанием, но без щита 5782 кг.