Корабли Подводные лодки Морская авиация Вооружение История Статьи и заметки Новости Разное

Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг.

6"/35 пушка обр.1877 г.

Проектирование 6"/35 скрепленной кольцами пушки начали в 1882 году. После рассмотрения многих вариантов остановились на проекте Бринка. Первая 6"/35 пушка поступила с ОСЗ на полигон 10 октября 1885 года.

Она состояла из внутренней трубы, на которую было надето 5 рядов скрепляющих колец, кожуха, соединительного кольца и цапфенного кольца. Сзади на кожух навинчивался казенник. Затвор поршневой, по типу Трель де Болье.

В 1887 году ОСЗ закончил первые 18 серийных 6"/35 пушек Бринка, предназначенных для БР «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп».

В 1885 году ОСЗ получил из Англии с завода Easton and Anderson чертежи 6" проволочного орудия, по образцу которого изготовил в 1887 году 6"/35 проволочную пушку. После ее испытаний и доработки чертежей изготовили 10 6"/35 проволочных пушек для БР «Император Николай I», КЛ «Отважный» и «Гремящий».

6"/35 серийная проволочная пушка состояла из внутренней трубы, на среднюю часть которой навито 46 рядов проволоки, стального кожуха, кольца для соединения кожуха со стволом, кольца для соединения кожуха с казенником и цапфенного кольца.

На протяжении 1626 мм ствол скреплялся только 46 рядами проволоки прямоугольного сечения 1,27x6,6 мм, на протяжении 508 мм число рядов проволоки постепенно уменьшалось, а над проволокой устанавливались скрепляющие кольца. Проволока надевалась в холодном состоянии. Дульная часть ствола была скреплена 4 кольцами. Внутреннее устройство ствола не отличалось от также скрепленной кольцами 6"/35 пушки.

Замки пушки, скрепленной кольцами, и проволочной имели различия — в частности, у последней открывание и закрывание затвора производилось одним движением рукоятки.

В 1890 году, когда первые 10 орудий были уже изготовлены, ОСЗ получил наряд на 35 6"/35 пушек для БР «Наварин» и «Георгий Победоносец», КР «Рюрик» и «Скобелев», КЛ «Отважный» и «Гремящий». Но вскоре инженер ОСЗ Колокольцев представил чертежи новой двухтрубной проволочной пушки весом 4914 кг. МТК решил все 35 заказанных пушек делать двухтрубными. Ее испытания были начаты в январе 1892 года.

Из-за принятия на вооружение 6"/45 пушек Канэ заказ на 6"/35 двухтрубные пушки сократили с 35 до 18 пушек (1 пробная пушка, 8 установили на «Наварин», 7 на «Георгий Победоносец», 1 на «Отважный», 1 на «Гремящий»). Двумя проволочными однотрубными пушками, предназначенными для «Отважного» и «Гремящего», вооружили крейсер «Скобелев».

6"/35 двухтрубная проволочная пушка состояла из основной трубы, которая скреплялась 36 рядами проволоки и стальной оболочкой, надетой вплотную, но без стягивания. Ближе к дулу скреплением служили кольца или цилиндры. Внутренняя труба из мягкой стали вставлялась в ствол в холодном состоянии (без стягивания, но и без большого зазора).

В 1904 — 1905 годах девять 6"/35 пушек Бринка со станками установили на железных баржах Амурской флотилии. 30 марта 1906 года эти орудия сдали на Хабаровский артсклад. 18 марта 1913 года четырнадцать 6"/35 пушек на станках Вавассера были переданы Сухопутному ведомству и установлены на береговых батареях Свеаборга. Единственный экземпляр пушки сохранился там и поныне.

6"/35 пушки имели 36 нарезов глубиной 1,524 мм. Вес орудия с замком: скрепленного кольцами — 6388 кг, проволочного однотрубного — 5078 кг, проволочного двухтрубного — 4914кг. Скорострельность— 1 выстрел в минуту.

В б/к 6"/35 пушки входили тяжелые снаряды весом 54 — 56 кг и длиной 3,6 клб и легкие весом 41,5 кг и длиной 3 — 3,5 клб. Заряд для всех снарядов был одинаков — 22,9 кг бурого пороха. У тяжелых снарядов Vo = 578 м/с, у легких — 701 м/с. Дальность 7469 м при угле +12° и 8784 м при угле +15°23'.

Для 6"/35 пушек в 1887 году МТК утвердил проект берегового гидравлического станка системы Дуброва (тогда его называли Вавассера — Дуброва). В 1888 году был испытан его опытный образец, изготовленный ОСЗ. Сразу же после окончания испытаний ОСЗ получил заказ на 21 6"/35 станок для БР «Император Александр II» и КР «Память Азова».

Откат станка происходил по наклонной платформе с углом +10°. Цилиндры гидравлического компрессора откатывались вместе со станком. Длина отката 711 мм. Самонакатывание происходило только под действием силы тяжести. Подъемный механизм — зубчатая дуга. Угол ВН —5°...+15° для «Александра II» (-5°...+13°) (В скобках — для «Памяти Азова»). Угол ГН, допускаемый портом, 116° (120°). Угол ГН на выступах: носовом 134° (132°), кормовом 123° (134°). Вес станка с платформой 4259 кг. В походном положении станок откатывался от борта и ставился параллельно диаметральной плоскости судна. При этом платформа со станком передвигалась по винту, скрепленному со стрелой. Время перевода в походное положение — 5 минут.

Затем ОСЗ изготовил еще 10 станков Дуброва для КР «Адмирал Нахимов».

В 1886 году Крелем был спроектирован 6"/35 гидравлический бортовой станок, сходный с 8" станками Вавассера на КР «Дмитрий Донской», но имевший ряд изменений. В частности, взамен центрального штыра на новом станке боевой штыр крепился на палубе впереди платформы, которая соединялась с ним наклонной стрелой.

Угол ВН станка составлял —4°...+ 12°. Подъемный механизм секторный. Длина отката 1066 мм. Накат — самонакатыванием. Угол наклона рамы 7°. Угол ГН 90°. Высота оси цапф 1003 мм. Вес станка с платформой 5101 кг. Опытный станок Креля был изготовлен МЗ. По результатам испытаний проект откорректировали: длину отката уменьшили до 711 мм, наклон платформы увеличили до 10°, вес станка с платформой уменьшили до 3730 кг.

По новому проекту МЗ заказали 21 станок Креля для черноморских броненосцев, а опытный станок в 1886—начале 1877 года испытывали на морской батарее Охтинского поля, затем он был установлен на корабле учебно-артиллерийского отряда «Первенец».

В 1886 году Путиловский завод получил заказ на 6 станков Вавассера на центральных штырах для 6"/35 орудий. В том же году два первых станка были испытаны на Охте. Угол ВН -7°55'...+25°. Время поворота на 180° двумя номерами — 20 с. Вес станка с основанием 4520 кг. Позже первый станок установили на КЛ «Кореец», а второй, вес которого был уменьшен до 4128 кг, — на КЛ «Манджур».

Затем Путиловскому заводу заказали 4 станка со щитами для черноморских КЛ и 16 станков без щитов для КР « Адмирал Корнилов». У всех 14 6"/35 орудий, установленных на КР «Корнилов», станки были с центральным штыром.

Устройство откатной части то же, что и у 8"/30 бортового станка Дуброва.

Штыровое основание представляло собой литой стальной круг. К нему крепилось винтовое колесо, заменяющее зубчатый погон для ходовой шестерни. К донной связной доске поворотной рамы крепился штыр, который с помощью болта и шайбы был связан со штыровым основанием.

У серийных станков угол ВН -7°...+20°. Скорость ВН 2,7 град/с. Угол ГН 180°. Скорость ГН двумя номерами расчета 4,5 град/с. Длина отката максимальная 711 мм. Вес станка с платформой и основанием, но без щита 3931 кг. Вес щита — 983 кг.